Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Зубарева Л.В. Гимнастика как средство развития двигательных качеств обучающихся в школе

i i i i i i i i i i i i i

Аннотация: В статье описано как в период обучения в школе у детей значительно изменяется величина сочленяющихся суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата и суставных сумок, и каким образом гимнастика влияет на двигательные качества ребенка.

Аудитория: учителя физической культуры.

Зубарева Любовь Владимировна,

учитель физичесукой культуры

МАОУ СОШ №197 г. Екатеринбурга

 Гимнастика как средство развития двигательных качеств обучающихся в школе

Красивая осанка и походка во многом зависят от гибкости тела, которая определяется по степени наклона туловища вперёд. Гибкость, в свою очередь, зависит от подвижности суставов. Она проявляется в двух формах: при пассивных и активных движениях. Пассивное движение осуществляется с помощью партнёра или собственной силой (например, сгибание кисти левой руки правой). Активное движение выполняется за счёт сокращения мышц, участвующих в движении. Величина активной подвижности всегда меньше пассивной, которая является резервом для увеличения первой.

Выполняя движения, человек использует сравнительно небольшую часть предельно возможной подвижности (гибкости), при этом постоянно сохраняется резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Однако при занятиях гимнастикой проявляется максимальная подвижность в суставах.

В период обучения в школе у детей значительно изменяется величина сочленяющихся суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата и суставных сумок. Величина подвижности в суставах у детей разного возраста неодинакова. Наибольшие изменения подвижности в суставах наблюдаются в младшем и среднем возрасте. После 14 лет, если специально не заниматься упражнениями на гибкость, подвижность в суставах резко ухудшается. С возрастом разница между активной и пассивной подвижностью в суставах уменьшается, так как ухудшается эластичность мышечно-связочного аппарата, и происходят изменения. Если систематически выполнять специальные упражнения на растягивание, то за короткий срок (6-8 месяцев) можно достичь амплитуды предельно возможных движений в суставах. Так, например, при систематической тренировке мышечно-связочного аппарата сгибание ноги в тазобедренном суставе возможно до упора ноги о туловище.

 Таблица 1 Объём возможной подвижности в суставах у школьников 

Название суставов

Объём возможной подвижности, град.

Плечевой сустав

Сгибание руки

Разгибание руки

Локтевой сустав

Сгибание предплечья

Разгибание предплечья

Амплитуда вращения предплечья

Лучезапястный сустав

Сгибание кисти

Разгибание кисти

Приведение

Отведение

Позвоночный столб при сгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Верхнегрудной

Нижнегрудной

Поясничный

Подвижность тазобедренных суставов при сгибании туловища

При разгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Грудной

Поясничный

 

240

100

 

150

25

200

 

100

90

40

20

 

70

30

22

48

90

 

60

55

30

При наклонах в сторону (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Грудной

Поясничный

Тазобедренный сустав

Сгибание ноги

Отведение

Супинированное отведение

Разгибание

Разгибание при участии таза и позвоночного столба

Коленный сустав

Сгибание голени

Переразгибание голени

Голеностопный сустав

Сгибание стопы

Разгибание стопы

30

100

35

 

160

90

160

15

90

 

160

12

 

48

43

 Таблица 2 Примерная дозировка упражнений для развития подвижности в суставах 

Возраст

Пол

Название суставов

позвоночный столб

плечевой

Тазобедренный

локтевой

лучезапястный

коленный

голеностопный

Сгибан. – разгиб.

Наклоны в стороны

Сгибан. – разгиб

Прон. – супин.

Сгибан. – разгиб

Отведение

Прон. – супин.

Сгибан. – разгиб

Прон. – супин.

Сгибан. – разгиб

Отвед.

-привед.е

Сгибан. – разгиб

Прон. – супин.

Сгибан. – разгиб

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

7-8

 

9-10

 

11-12

 

13-14

 

15-20

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

Ю

Д

40-50

40-50

40-50

40-50

40-60

40-50

45-65

45-65

45-65

45-55

15-20

15-20

25-30

20-25

25-30

20-25

35-40

30-35

35-40

30-35

15-20

15-20

15-25

10-20

25-35

20-30

25-35

20-30

30-40

25-35

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

15-20

20-30

20-30

25-35

20-30

35-40

30-35

35-40

30-35

35-45

30-35

15-25

15-25

25-35

20-25

25-35

20-25

30-40

20-30

35-45

30-40

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

 На начальном этапе развития подвижности в суставах достаточно заниматься 3 раза в неделю, затем ежедневно. Перед выполнением упражнений всегда необходима разминка. Чем лучше будет подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняются движения, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т.д. Разминка может быть тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха.

Разогреваться рекомендуется до появления пота. Потоотделение обычно начинается через 3-5 минут непрерывного бега в умеренном темпе. После бега следует выполнять специальные упражнения для мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног. Чтобы разогреть эти группы мышц, достаточно использовать 6-8 упражнений, причём каждое из них выполняется по 6-10 раз.

Примерный комплекс разминки перед выполнением упражнений на растягивание:

Лёгкий бег на месте (или в движении) по 1-2 мин – 3 раза.

Поднимание рук вверх и опускание – 4-6 раз.

Наклоны вперёд и назад – 6-8 раз.

Наклоны в стороны – 6-8 раз.

Приседания – 5-6 раз.

Махи ногами вперёд – назад и в стороны – по 4-6 раз каждое.

Лёгкие прыжки на месте – 18-20 прыжков.

Ходьба на месте – 20-30 сек.

Вслед за этими важно выполнить комплекс упражнений, улучшающих подвижность в суставах (от 6 до 8 упражнений).

Для развития подвижности в суставах используются упражнения пассивного и активного характера. К упражнениям пассивного характера (упражнения на растягивание) относятся:

пассивные движения, выполняемые с помощью партнёра (например, наклоны вперёд из положения сидя);

пассивные движения, выполняемые с небольшими отягощениями (например, рывки руками в стороны с гантелью);

пассивные упражнения, при которых используется собственная сила (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой руки и т.д.);

различные махи, рывки и наклоны; выполняемые с полной амплитудой; без предметов, с предметами;

статические упражнения (удержание в отведённом до предела положении конечности в течение 5-6 сек).

При статических упражнениях партнёр отводит конечность напарника до предела и удерживает в отведённом положении в течение определённого времени (3-6 сек).

Упражнения на растягивание обеспечивают прирост подвижности в суставах за счёт улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению и растяжению, повышают эластичность мышц.

При использовании упражнений на растягивание развивается как активная, так и пассивная подвижность в суставах. Но в большей степени они развивают пассивную подвижность.

При развитии активной подвижности в суставах большое место отводится силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями на растягивание. Комплексное использование силовых упражнений и упражнений на растягивание способствует не только увеличению силы мышц, но и их растяжимости и эластичности, а также прочности мышечно-связочного аппарата.

Увеличить активную подвижность в каком-либо движении в принципе можно двумя путями: за счёт увеличения пассивной подвижности, а также максимальной силы.

При развитии активной подвижности рекомендуется использовать силовые упражнения. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создаётся за счёт перемещения какого-то небольшого отягощения с максимальной амплитудой.

Для развития активной подвижности также следует использовать упражнения с внешним сопротивлением: вес предметов, противодействие партнёра, сопротивление упругих предметов, статические силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений 3-4 сек.

Упражнения на гибкость важно выполнять в определённой последовательности: упражнения для суставов рук, туловища и ног.

При серийном выполнении упражнений на гибкость рекомендуется использовать в промежутках упражнения на расслабление. Например, серия: упражнения для суставов верхней конечности, для туловища, для суставов нижней конечности, упражнения на расслабление.

В 9-13 лет подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется большей в этом возрастном периоде растяжимостью мышечно-связочного аппарата. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет в плечевом суставе 10-12%, позвоночном столбе – 8-9%, тазобедренном суставе – 10-12%, а у детей 15-17 лет соответственно – 5-6, 4-5, 8 – 10%.

Показатели подвижности не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если из тренировки исключаются упражнения на гибкость, то уровень показателей подвижности падает. Поэтому данными упражнениями рекомендуется заниматься постоянно.

В своей педагогической деятельности я в системе применяю стимулирование и мотивацию учебно-познавательной деятельности для эффективного развития гимнастических способностей (игра, соревнование, поощрение, создание ситуации успеха); формирование у школьников знаний о возрастных и физических особенностях организма, способах управления своим организмом и применение этих знаний на практике; обучение школьников самоконтролю за физическим состоянием организма в процессе выполнения упражнений; организацию взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта. Разработала несколько гимнастических комплексов упражнений, которые успешно применяю в работе, и наблюдаю, как улучшается физическое развитие школьников после их систематического применения.

05.09.2019 г. Стоимость оформления наградных документов

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! С 01 сентября 2019 года стоимость оформления дипломов конкурсных работ, сертификатов и свидетельств о печатных работах...

26.08.2019 г. Мы выходим из отпуска

Мы снова в строю! С нетерпением ждем ваши конкурсные работы и материалы для публикации! Просим вас письменно сообщить, кто не получил наградные ...

01.07.2019 г. Редакция в отпуске

Уважаемые коллеги! С 01.07.2019 г. по 25.08.2019 г. редакция СМИ уходит в отпуск. Все присланные вами материалы будут рассмотрены с 26.08.2019 г..

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх