Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Воротникова Н.В., Киселева Е.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

i i i i i i i i i i i i i

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Надежда Владимировна Воротникова,

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Киселёва Е.Н.,

учитель психологииМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»,

г. Кемерово

 

       Здоровье – одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик, стратегический потенциал национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.Здоровый образ жизни  человека – это часть общей культуры личности, способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье, трудиться в полную меру своих способностей, избавляющий  его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия (Н.Б.Коростелёв). Жизнеспособность формируется в процессе воспитания.

       Однако основными причинами отрицательного влияния общеобразовательной школы на здоровье школьников, как и авторы исследований в этой области (М.М. Безруких, Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.Э. Касаткина, Н.А. Литвинова, Т.С. Панина, А.И. Фёдоров,  Г.И. Тушина и др.), мы считаем: несформированность в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение и развитие всех компонентов здоровья; отсутствие у школьников ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни; низкий уровень их компетентности в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ) [1].

      Это определило необходимость поиска результативных форм воспитания культуры ЗОЖ обучающихся. Основной задачей в нашей школе стало создание здоровьесберегающей деятельности, позволяющей овладеть теорией и методами сотворчества учителя и учащихся в сохранении собственного здоровья и здоровья других, в формировании здорового образа жизни, формировании потребностей и умений учиться без потери здоровья. Особую актуальность здоровьеформирующая деятельность образовательных учреждений приобретает с переходом на новые образовательные стандарты, в которых впервые здоровье школьника определяется как результат образования, а условием для достижения этого результата выступает комплекс мер, составляющих раздел основной образовательной программы образовательного учреждения «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

      Решением координационного совета по инновационной и экспериментальной деятельности ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО» от 15.09.2011 г. школа  стала базовой площадкой кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО» по реализации образовательной инициативы «Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в условиях взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей».Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования детей способствует повышению результативности здоровьеформирующей деятельности. Одной из наиболее востребованных и успешных форм сотрудничества является реализация совместных программ. Педагогические коллективы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Амелина Станислава Александровича» и ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция» разработали тематическую  программу по формированию культуры здорового образа жизни обучающихся «Календарь здоровья». В учреждениях сформированы рабочие группы по реализации программы.

      Программа реализуется в рамках воспитательной работы школы на базе 5 – 9 классов, построена с учётом требований образовательных стандартов. Цель программы: формирование культуры здорового образ жизни обучающихся посредством тематических мероприятий, посвящённых международным «датам здоровья». Задачи:привлечь внимание обучающихся к проблеме охраны и укрепления здоровья, создать основу для понимания здоровья как высшей ценности;расширить кругозор обучающихся в области охраны здоровья;способствовать формированию потребности обучающихся быть здоровым;сформировать представления обучающихся о первичной профилактике заболеваний.

      Содержание программы выстроено в соответствии с международным календарем дат, посвящённых проблемам охраны здоровья, и с учётом возрастных особенностей (11-15 лет) обучающихся, а также согласно запросам и возможностям образовательного учреждения. К каждой дате приурочено стартовые тематические мероприятия, которые проходит в форме психолого-интеллектуальной игры, тренинга, диспута, марафона, конференции и т.д. Данные формы позволяют сочетать информацию не только познавательного, развлекательного, но и обучающего, воспитательно-развивающего характера.

       Программа реализуется в течение учебного года, с августа по май, в три этапа. На первом,подготовительном этапе, в августе, осуществляется планирование работы. Определяются участники программы, формируются рабочие группы. Изучаются потребности и возможности образовательных учреждений в контексте реализации программы. Составляется календарный план тематических мероприятий в образовательных учреждениях. Планируется работа по организационному и методическому обеспечению мероприятий. На основном этапе, с сентября по май включительно, в школе проводятся тематические мероприятия и сопутствующая им воспитательно-образовательная работа. Для основного этапа характерна периодичность: педагогическая деятельность в течение одного месяца представляет собой завершенный цикл, который включает следующие элементы: стартовое тематическое мероприятие, тематические проекты и итоговое мероприятие. Цикл повторяется ежемесячно, а его содержание определяется тематикой «дня здоровья». На заключительном этапе, в мае, проводится обобщающий анализ проделанной работы, подводятся итоги работы. Формируется банк методических разработок, которые были созданы педагогическими коллективами  педагогов образовательного учреждения и ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция»– участников программы «Календарь здоровья».

      Оценка эффективности программы предполагает сравнение результатов анкетирования обучающихся в начале и в конце учебного года, выявляющего отношение к здоровью. Учитывается степень активности, качество работы обучающихся на интеллектуальных играх, отношение к проведённым мероприятиям посредством заполнения «листков рефлексии».В результате обучающиеся должны:знать основные принципы здоровьесбережения; уметь определять факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на здоровье; владеть способами организации здорового образа жизни, снижения негативного влияния окружающей среды на здоровье.Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нём осуществляется через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

       Главным достоинством 2014-2015 учебногогода является то, что особое внимание уделялось не только профилактике нарко- и табакозависимости, широко распространённых инфекционных заболеваний, таких как грипп, туберкулёз, ВИЧ/СПИД, конфликтов, тревожности и психоэмоциональных стрессов, пропаганде здорового образа и стиля жизни, но и пропаганде семейных ценностей, культуры супружеских отношений; формированию культуры жизненного самоопределения педагогов и обучающихся, позитивных и безопасных для здоровья моделей поведения, потребности к самовоспитанию и саморазвитию, сохранение психического здоровья будущих выпускников в экзаменационный период.Большая роль в пропаганде здорового образа жизни, формировании культуры жизненного самоопределения,  профилактике вредных привычек отводится волонтёрскому объединению обучающихся ОУ «Позитиff». Разработаны научно-методические материалы по проведению развивающих занятий с обучающимися 8-9-ых классов «Планируй с позитивом», «Самоуправление успехом», с подростками группы социального риска «Здоровье и успех – в наших руках!».

       Итоги работы показывают, что ребята с большим интересом принимают участие в реализации различных проектов, связанных с вопросами здорового образа жизни, создают различные творческие работы, что способствует привлечение  внимания обучающихся к проблеме охраны и укрепления здоровья, а также позволяет  создать основу для понимания здоровья как высшей ценности.

       Реализация программы в течение года позволяет сформировать обширный банк методических и диагностических материалов по проблеме формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. Данные материалы разрабатываются и апробируются по ходу реализации программы педагогическими коллективами. В дальнейшем весь методический материал анализируется, обобщается, систематизируется и используется в программе «Календарь здоровья» в следующем учебном году. Достоинством программы является возможность её фрагментарного использования – организационно-методическое обеспечение любой «даты здоровья» имеет завершённый характер и может быть использовано в условиях другого образовательного учреждения.

       Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни подтверждена:

  • образовательной деятельностью по пропаганде здорового образа жизни охвачены 87% учащихся группы социального риска;
  • включённостью ребят группы социального риска в досуговую деятельность, которая составляет 91%;
  • снижением уровня конфликтности детей начальной школы (с 46% до 27%) и подростков  (с 69% до 42%);
  • повышением уровня адаптации пятиклассников в новом коллективе на 14% (с 68% до 82%), десятиклассников на 23% (с 70% до 93%);
  • позитивной динамикой осознанного, ноосферного отношения к человеку как жизненной ценности, ростом общего уровня удовлетворённости взаимоотношениями в классе и школе (до 73% и до 67% соответственно);
  • ростом общего уровня психологического комфорта (%), связанного с взаимоотношениями в системе взаимодействия «учитель - ученик» (с 62% до 69%) (см. Рис. 1);

 


Рисунок 1. Динамика психологического комфорта школьников

 

  • приоритетными показателями счастливой семейной жизни, интересной работы и здоровья по результатам рейтинга  жизненных ценностей девятиклассников;
  • ростом качества обучения девятиклассников (до 60%), их работоспособности и учебно-познавательной активности  на уроке;
  • высокой оценкой воспитательной среды (73% выпускников одиннадцатых классов считают, что в школе  созданы условия для их творческого самовыражения, сотворчества с другими);
  • мониторингом удовлетворённости родителейздоровьесбережением и социализацией школьников (выше среднего);
  • ростом всех жизнеутверждающих тенденций старшеклассников (см. Рис. 2):

-    к сохранению здоровья и продолжению жизни (с 80% до 88%);

-    к силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе (с 76% до 80%);

-    к свободе и самостоятельности (с 56% до 76%);

-    к развитию и самореализации своих стремлений с учётом личностных ценностей других людей (с 58% до 85%).

Рисунок 2. Динамика жизнеутверждающих тенденций старшеклассников

 

       Об изменении отношения школьников к двигательной деятельности, занятиям физической культуры как компоненту здорового образа жизни и факторам здоровья свидетельствуют показатели посещаемости уроков физической культуры, занятости школьников двигательной активностью во внеурочное время (секции, бассейн, туризм, эстафеты, соревнования).

 

Литература:

  1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин, А.И. Фёдоров [и др.] // Валеология. - 2008. - № 3.- С. 18-25.
  2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий  в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.

 Скачать

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

12.03.2019 г. Олимпиады по математике и окружающему миру

11.02.2019 г. Продление срока приема заявок на олимпиады

Уважаемые коллеги! В свя зи с карантинами в образовательных организациях по вашим просьбам мы продлили сроки приема заявок на олимпиаду ...

01.01.2019 г. Актуальность конкурсов в 2019 году

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! Наши конкурсы, НПК, фестивали проводятся круглогодично. Все конкурсы, указанные в графиках для детей ...

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх