Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Воротникова Н.В., Киселева Е.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

i i i i i i i i i i i i i

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Надежда Владимировна Воротникова,

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Киселёва Е.Н.,

учитель психологииМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»,

г. Кемерово

 

       Здоровье – одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик, стратегический потенциал национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.Здоровый образ жизни  человека – это часть общей культуры личности, способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье, трудиться в полную меру своих способностей, избавляющий  его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия (Н.Б.Коростелёв). Жизнеспособность формируется в процессе воспитания.

       Однако основными причинами отрицательного влияния общеобразовательной школы на здоровье школьников, как и авторы исследований в этой области (М.М. Безруких, Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.Э. Касаткина, Н.А. Литвинова, Т.С. Панина, А.И. Фёдоров,  Г.И. Тушина и др.), мы считаем: несформированность в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение и развитие всех компонентов здоровья; отсутствие у школьников ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни; низкий уровень их компетентности в вопросах здорового образа жизни (ЗОЖ) [1].

      Это определило необходимость поиска результативных форм воспитания культуры ЗОЖ обучающихся. Основной задачей в нашей школе стало создание здоровьесберегающей деятельности, позволяющей овладеть теорией и методами сотворчества учителя и учащихся в сохранении собственного здоровья и здоровья других, в формировании здорового образа жизни, формировании потребностей и умений учиться без потери здоровья. Особую актуальность здоровьеформирующая деятельность образовательных учреждений приобретает с переходом на новые образовательные стандарты, в которых впервые здоровье школьника определяется как результат образования, а условием для достижения этого результата выступает комплекс мер, составляющих раздел основной образовательной программы образовательного учреждения «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

      Решением координационного совета по инновационной и экспериментальной деятельности ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО» от 15.09.2011 г. школа  стала базовой площадкой кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО» по реализации образовательной инициативы «Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся в условиях взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования детей».Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования детей способствует повышению результативности здоровьеформирующей деятельности. Одной из наиболее востребованных и успешных форм сотрудничества является реализация совместных программ. Педагогические коллективы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Амелина Станислава Александровича» и ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция» разработали тематическую  программу по формированию культуры здорового образа жизни обучающихся «Календарь здоровья». В учреждениях сформированы рабочие группы по реализации программы.

      Программа реализуется в рамках воспитательной работы школы на базе 5 – 9 классов, построена с учётом требований образовательных стандартов. Цель программы: формирование культуры здорового образ жизни обучающихся посредством тематических мероприятий, посвящённых международным «датам здоровья». Задачи:привлечь внимание обучающихся к проблеме охраны и укрепления здоровья, создать основу для понимания здоровья как высшей ценности;расширить кругозор обучающихся в области охраны здоровья;способствовать формированию потребности обучающихся быть здоровым;сформировать представления обучающихся о первичной профилактике заболеваний.

      Содержание программы выстроено в соответствии с международным календарем дат, посвящённых проблемам охраны здоровья, и с учётом возрастных особенностей (11-15 лет) обучающихся, а также согласно запросам и возможностям образовательного учреждения. К каждой дате приурочено стартовые тематические мероприятия, которые проходит в форме психолого-интеллектуальной игры, тренинга, диспута, марафона, конференции и т.д. Данные формы позволяют сочетать информацию не только познавательного, развлекательного, но и обучающего, воспитательно-развивающего характера.

       Программа реализуется в течение учебного года, с августа по май, в три этапа. На первом,подготовительном этапе, в августе, осуществляется планирование работы. Определяются участники программы, формируются рабочие группы. Изучаются потребности и возможности образовательных учреждений в контексте реализации программы. Составляется календарный план тематических мероприятий в образовательных учреждениях. Планируется работа по организационному и методическому обеспечению мероприятий. На основном этапе, с сентября по май включительно, в школе проводятся тематические мероприятия и сопутствующая им воспитательно-образовательная работа. Для основного этапа характерна периодичность: педагогическая деятельность в течение одного месяца представляет собой завершенный цикл, который включает следующие элементы: стартовое тематическое мероприятие, тематические проекты и итоговое мероприятие. Цикл повторяется ежемесячно, а его содержание определяется тематикой «дня здоровья». На заключительном этапе, в мае, проводится обобщающий анализ проделанной работы, подводятся итоги работы. Формируется банк методических разработок, которые были созданы педагогическими коллективами  педагогов образовательного учреждения и ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция»– участников программы «Календарь здоровья».

      Оценка эффективности программы предполагает сравнение результатов анкетирования обучающихся в начале и в конце учебного года, выявляющего отношение к здоровью. Учитывается степень активности, качество работы обучающихся на интеллектуальных играх, отношение к проведённым мероприятиям посредством заполнения «листков рефлексии».В результате обучающиеся должны:знать основные принципы здоровьесбережения; уметь определять факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на здоровье; владеть способами организации здорового образа жизни, снижения негативного влияния окружающей среды на здоровье.Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нём осуществляется через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

       Главным достоинством 2014-2015 учебногогода является то, что особое внимание уделялось не только профилактике нарко- и табакозависимости, широко распространённых инфекционных заболеваний, таких как грипп, туберкулёз, ВИЧ/СПИД, конфликтов, тревожности и психоэмоциональных стрессов, пропаганде здорового образа и стиля жизни, но и пропаганде семейных ценностей, культуры супружеских отношений; формированию культуры жизненного самоопределения педагогов и обучающихся, позитивных и безопасных для здоровья моделей поведения, потребности к самовоспитанию и саморазвитию, сохранение психического здоровья будущих выпускников в экзаменационный период.Большая роль в пропаганде здорового образа жизни, формировании культуры жизненного самоопределения,  профилактике вредных привычек отводится волонтёрскому объединению обучающихся ОУ «Позитиff». Разработаны научно-методические материалы по проведению развивающих занятий с обучающимися 8-9-ых классов «Планируй с позитивом», «Самоуправление успехом», с подростками группы социального риска «Здоровье и успех – в наших руках!».

       Итоги работы показывают, что ребята с большим интересом принимают участие в реализации различных проектов, связанных с вопросами здорового образа жизни, создают различные творческие работы, что способствует привлечение  внимания обучающихся к проблеме охраны и укрепления здоровья, а также позволяет  создать основу для понимания здоровья как высшей ценности.

       Реализация программы в течение года позволяет сформировать обширный банк методических и диагностических материалов по проблеме формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. Данные материалы разрабатываются и апробируются по ходу реализации программы педагогическими коллективами. В дальнейшем весь методический материал анализируется, обобщается, систематизируется и используется в программе «Календарь здоровья» в следующем учебном году. Достоинством программы является возможность её фрагментарного использования – организационно-методическое обеспечение любой «даты здоровья» имеет завершённый характер и может быть использовано в условиях другого образовательного учреждения.

       Результативность деятельности по формированию культуры здорового образа жизни подтверждена:

  • образовательной деятельностью по пропаганде здорового образа жизни охвачены 87% учащихся группы социального риска;
  • включённостью ребят группы социального риска в досуговую деятельность, которая составляет 91%;
  • снижением уровня конфликтности детей начальной школы (с 46% до 27%) и подростков  (с 69% до 42%);
  • повышением уровня адаптации пятиклассников в новом коллективе на 14% (с 68% до 82%), десятиклассников на 23% (с 70% до 93%);
  • позитивной динамикой осознанного, ноосферного отношения к человеку как жизненной ценности, ростом общего уровня удовлетворённости взаимоотношениями в классе и школе (до 73% и до 67% соответственно);
  • ростом общего уровня психологического комфорта (%), связанного с взаимоотношениями в системе взаимодействия «учитель - ученик» (с 62% до 69%) (см. Рис. 1);

 


Рисунок 1. Динамика психологического комфорта школьников

 

  • приоритетными показателями счастливой семейной жизни, интересной работы и здоровья по результатам рейтинга  жизненных ценностей девятиклассников;
  • ростом качества обучения девятиклассников (до 60%), их работоспособности и учебно-познавательной активности  на уроке;
  • высокой оценкой воспитательной среды (73% выпускников одиннадцатых классов считают, что в школе  созданы условия для их творческого самовыражения, сотворчества с другими);
  • мониторингом удовлетворённости родителейздоровьесбережением и социализацией школьников (выше среднего);
  • ростом всех жизнеутверждающих тенденций старшеклассников (см. Рис. 2):

-    к сохранению здоровья и продолжению жизни (с 80% до 88%);

-    к силе личности, т.е. к высокой самооценке и уверенности в себе (с 76% до 80%);

-    к свободе и самостоятельности (с 56% до 76%);

-    к развитию и самореализации своих стремлений с учётом личностных ценностей других людей (с 58% до 85%).

Рисунок 2. Динамика жизнеутверждающих тенденций старшеклассников

 

       Об изменении отношения школьников к двигательной деятельности, занятиям физической культуры как компоненту здорового образа жизни и факторам здоровья свидетельствуют показатели посещаемости уроков физической культуры, занятости школьников двигательной активностью во внеурочное время (секции, бассейн, туризм, эстафеты, соревнования).

 

Литература:

  1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин, А.И. Фёдоров [и др.] // Валеология. - 2008. - № 3.- С. 18-25.
  2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий  в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.

 Скачать

05.09.2019 г. Стоимость оформления наградных документов

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! С 01 сентября 2019 года стоимость оформления дипломов конкурсных работ, сертификатов и свидетельств о печатных работах...

26.08.2019 г. Мы выходим из отпуска

Мы снова в строю! С нетерпением ждем ваши конкурсные работы и материалы для публикации! Просим вас письменно сообщить, кто не получил наградные ...

01.07.2019 г. Редакция в отпуске

Уважаемые коллеги! С 01.07.2019 г. по 25.08.2019 г. редакция СМИ уходит в отпуск. Все присланные вами материалы будут рассмотрены с 26.08.2019 г..

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх