Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Ушкалова В.Н. ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ

i i i i i i i i i i i i i

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ  К ВОССТАНОВЛЕНИЮ

ПРИРОДНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ СОЗНАНИЯ                                                В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Валентина Николаевна Ушкалова,

д. х. н., профессор кафедры химии, заслуженный работник высшей школы РФ,Сургутский государственный университет, г.Сургут

 «Люди ищут чудо на горных вершинах, в бурных волнах океана, в течении рек, в круговороте звезд и, при этом, без всякого интереса проходят мимо самого себя».

            Св. Августин.

«По мере того, как революционные достижения в различных отраслях современной науки развеивают чары устаревшего материалистического мировоззрения, перед нами проступают контуры нового, целостного понимания самих себя, природы и Вселенной».С. Гроф

      В течение последних 10-15 лет, после длительного периода во многом некритического служения системе, у меня стали возникать сомнения, вопросы о том, что есть истина, как правильно учить. Стало очевидным то, что многие гении человечества давали и дают ответ на эти вопросы, но наше сознание обусловлено, затуманено идеологией, тысячелетиями отлучавшей человека от самого себя. Пробуждение происходит очень медленно, мучительно, знания даются крупицами. Но периоды беспомощности и дисгармонии озаряются мгновениями понимания простоты и открытости истины. Происходит осознание того, что ты не одинок на этом пути. Видится, как трудно давалась мудрость твоим учителям, понимание того, что они сумели узнать и выразить только часть истины, они нашли только часть слов, которыми пытались озвучить свое понимание. Юнг представлял осознаваемую реальность в виде маленького шара, окружённого безграничным бессознательным. Сократ пояснял: «Первый круг – это область ваших знаний, она мала, поэтому кажется, что вы почти всё знаете. Второй круг – это область моих знаний, они граничат с непознанной необъятностью».

      Сегодня, когда естественные науки вышли на новые рубежи, как никогда яркими и глубокими становятся символы ограниченности и относительности всех знаний, доступных человечеству, которые создали К. Юнг, Сократ. Главная задача современных педагогов состоит в том, чтобы в полной мере осознать достижения нового естествознания, тысячелетнюю мудрость пророков и Учителей человечества, а также заинтересованно и безопасно донести эти знания своим ученикам. К сожалению, современная официальная система образования слишком заматериализована, нацелена на соревнование, усвоение мёртвой информации, поощряет амбициозность, эгоистичность, нетерпимость. В то же время молодые люди открыты для нового, они размышляют о цели своего существования, они верят в свою уникальность и талантливость, и им нужно немного помочь.

      Нельзя не понять, как труден путь учителя и насколько же трудно его оставить. Я стала педагогом 45 лет назад, но чувствую себя у начала пути, готовой идти по нему до последнего дыхания. Свою задачу я вижу во внедрении нестандартных подходов обучения и воспитания в ортодоксальную, негибкую, часто агрессивную систему.

      Эффективное обучение и воспитание непременно должны сочетать достижения науки и древних практико-ориентированных знаний о развитии потенциала человека, открытия секретов сознания. Питер Рассел писал: «Всё, что нам нужно, – это собрать воедино различные фрагменты уже имеющейся информации и рассмотреть получившуюся картину реальности, в которой сознание является одним из основополагающих компонентов. Слияние науки и духовности жизненно необходимо. В кризисную эпоху мы, как никогда, нуждаемся в мировоззрении, которое позволит придать научным исследованиям духовное измерение».      

       Ответы на вопросы «Как учить?»,  «Чему учить?»,«Как оценивать результаты обучения?» можно найти в сочинениях физика и философа Фритьофа Капры о критериях новой парадигмы естествознания. Согласно учёному, первый критерий касается отношений между частью и целым. В классической парадигме считалось, что динамика целого может быть описана совокупностью её частей. Поэтому для понимания целого его делят на части, и эта процедура повторяется бесконечно, чтобы в какой-то момент прийти к фундаментальным «строительным кирпичикам».

      В новой парадигме соотношение между частью и целым более симметрично, свойства частей дают определённый вклад в понимание целого, но сами эти свойства могут быть поняты только через динамику целого. Понятие «целостности знаний» в новой парадигме не тождественно понятию «полноты знаний» в старой парадигме. Целостность картины мира в первом случае понимается как предварительный, приблизительный, эвристический этап, подлежащий преодолению на пути к полному знанию. Тяга к целостности есть тяга к жизни. В то же время требование полноты описания – это остановка в развитии. Гибкость, мягкость, открытость должны быть свойственны языку холизма. Целостность должна постигаться интуитивно, она соединяет в себе противоположные свойства (замкнутости и открытости), которые должны находиться в соотношении дополнительности, не давая друг другу полной свободы. Стремясь к целостности, надо отказаться от полноты. Последнее очевидно в связи с непрерывным изменением мира.

      Второй критерий новой парадигмы касается перехода от мышления в терминах структуры к мышлению в терминах процесса. В соответствии с классической парадигмой, существуют фундаментальные структуры, силы и механизмы взаимодействия между структурами. Из этого образуются процессы. В новой парадигме процесс является первичной категорией, а любая структура – есть проявление лежащего в её основе процесса.

       Квантовая механика, субатомная физика изменили представления о природе. Они требуют отказаться от представлений об элементарных частицах как мельчайших частицах материи. В процессе столкновения энергия двух частиц перераспределяется и образует новый паттерн, и, если кинетическая энергия столкновения достаточно велика, то новый паттерн может включать дополнительные частицы, которых не было в исходных частицах. Большинство частиц, возникающих при столкновениях, очень недолговечны и существуют гораздо меньше одной миллионной доли секунды, после чего они снова распадаются на протоны, нейтроны и электроны. Несмотря на крайне непродолжительный срок существования, можно не только обнаружить эти частицы и измерить их характеристики, но и сфотографировать их следы. С помощью «пузырьковых камер» эти эксперименты раскрыли динамическую сущность мира частиц, показали, что любая частица может быть преобразована в другую, а энергия может превращаться в частицы и обратно. При этом вселенная также представляется динамическим целым, части которого должны мыслиться как паттерны космического процесса.

     Капра Ф. выделил в качестве третьего критерия новой парадигмы переход от объективной науки к эпистемной. Согласно новой парадигме описание естественных явлений должно включать описание процесса познания – эпистемологию. Эпистемология от греч. «еpisteme» – знание, теория познания. Учёный  вовлечён в мир, который он наблюдает, а принцип неопределённости Гейзенберга измеряет эту вовлечённость. На наиболее фундаментальном уровне принцип неопределённости – это мера единства и взаимосвязанности Вселенной.

     Четвёртый критерийоснован на том, что на протяжении истории наука искала «фундамент», который постоянно строился и постоянно разрушался. Так было с «фундаментальными» уровнями механики Ньютона, их сменой «фундаментальными» уравнениями квантовой механики. Фритьоф Капра предлагает в научных познаниях исходить не из «фундамента» или «храма науки», а из «сети отношений». В такой сети не может быть ничего первичного и вторичного. Впервые эти представления были сформулированы Джеффри Чу в виде бутстрэп – теории частиц. Согласно этой теории, природа не может быть сведена ни к каким фундаментальным сущностям, она может быть понята только через её самосогласованность. Философия бутстрэпа отказывается не только от «фундаментальных кирпичиков» материи, но и от всех фундаментальных констант, законов или уравнений. В рамках этой философии материальная вселенная выглядит как динамическая паутина взаимосвязанных событий.

     Пятый критерий состоит в принятии за основу не определённости и однозначности, а приблизительности описания любого явления. Новая парадигма признаёт, что все научные понятия и теории ограниченны и приблизительны. Наука никогда не обеспечивает полного и определённого понимания, а учёные всегда имеют дело с ограниченным и приблизительным описанием реальности.

     Шестой критерий касается необходимости радикального изменения системы ценностей, на которые опираются наука и технологии, необходимости перехода от философии доминирования и контроля над природой к философии сотрудничества и ненасилия. Последний критерий особенно важен для разработки методологии образовательного процесса.

     Не секрет, что несмотря на все гуманистические идеи и свершения, в основе науки и технологии лежит верование, что вместе с пониманием природы человек обретает власть над ней.

     Сдвиг парадигм требует не только совершенствования наших представлений и мышления, но коренного изменения системы ценностей в пользу природосообразного сотрудничества и ненасилия. Именно такое отношение к природе лежит в основе всех духовных традиций, которые от всех требуют следования естественному порядку жизни Природы. Гениальные мыслители 20 века, такие как Карл Юнг, Тейяр де Шарден, Джозеф Кэмпбелл, говорили о грядущем возвращении святой Софии – Божественной премудрости, заключённой в природе и человеке. Теперь эти идеи широко распространяются по планете.

     В новой педагогической парадигме преподавание не может быть изложением готовых истин. Поиски, сомнения, переживания должны сопровождать обучение, вовлекая в этот процесс участников. При этом книжные знания преподавателя должны дополняться личным опытом, выстраданном в творческих исканиях. Требуется заинтересованное участие аудитории в движении мысли. Педагогика должна сменить наблюдающее участие обучаемых на включённое наблюдение учащихся.

     Известная последовательница К. Юнга Эллис О. Хоувелл говорит о том, что образование должно стать извлечением мудрости, дремлющей в каждом из нас. Оно должно строиться так, чтобы объяснение конкретной дисциплины являлось остовом для живых побегов творчества. С этой целью к трём обычным шагам в познании необходимо добавить четвёртый.

      Первый шаг – смотреть, второй – замечать, третий – делать логические выводы, а четвёртый – связывать все виденное, замеченное с духовным смыслом. Это означает включение внешнего обстоятельства в собственную психику и прочтение физического проявления как метафоры по отношению к истинному его смыслу. Прочитанный таким образом проявленный мир, может стать главным ориентиром и учителем. Парацельс говорил по этому поводу, что природа способна открывать свой внутренний смысл. При этом всё, на что упадёт наш взгляд, будет выдавать свой тайный смысл, если мы в состоянии понять процесс, который оно воплощает. Делая четвёртый шаг, познающий востребует свой внутренний потенциал, объединяет внешний, видимый знак с внутренней духовностью в единое целое.

     На протяжении веков было испробовано и испытано немало способов расширения сознания – от молитвы до холотропного дыхания. Разработан простой и доступный абсолютно каждому метод трансцендентальной медитации (ТМ). Технология ТМ была разработана и предложена в конце 50-х годов индийским учёным-физиком Махеши, который за её внедрение «в массы» получил почётный титул махариши (маха – «великий», риши – «просветленный»). Сначала он испробовал воздействие метода на самом себе. Результаты поразили учёного: он убедился, что мозг начинает работать во много раз эффективнее, активизируются мыслительные процессы, улучшается память. И самое удивительное, регулярные занятия трансцендентальной медитацией исключительно благотворно сказываются на физическом состоянии организма: он попросту молодеет, будто время поворачивает человека вспять.

     Махариши, как истинный учёный, обратился к коллегам, чтобы выяснить: за счёт чего, казалось бы простое упражнение дает такой поразительный эффект? Почему, когда человек «отключает» свой ум, это самым положительным образом сказывается на его сознании и физическом состоянии? К исследованиям подключились сотрудники двухсот университетов и научных институтов тридцати стран мира. Постепенно сформировалась следующая теория. Существует так называемое Единое Поле, которое является источником всех процессов, происходящих в мироздании. Поэтому при всём своём многообразии, они подчиняются общим законам. Поскольку человек – часть мироздания, Единое Поле присутствует и в нём: на самом глубоком, самом спокойном уровне мышления. Если научиться входить с этим Полем в контакт, можно использовать его безграничный потенциал в повседневной жизни. Техника ТМ как раз и даёт такую возможность. Точка зрения физиологии созвучна этой идее: медитативное состояние близко к фазе быстрого сна, во время которого происходят озарения. Вот почему при подобных занятиях нормализуются многие функции организма: улучшается кровообращение мозга, память, повышается жизненный тонус, сопротивляемость болезням, лучше усваивается информация. Более того: после пяти лет регулярных занятий трансцендентальной медитацией человек «сбрасывает» двенадцать биологических лет!

     Изучая механизм воздействия медитации, нейрофизиологи установили, что во время этого процесса правое и левое полушария мозга начинают работать согласованно, синхронно, благодаря чему мозг функционирует в резонансе с Единым Полем. Поразительные возможности техники трансцендентальной медитации в нашей стране одним из первых оценил доктор медицинских наук, профессор Николай Любимов. Занимаясь проблемами раскрытия резервов человеческого мозга, он исследовал людей до медитации, во время и после. К своему удивлению, учёный обнаружил, что на фоне глубокого покоя и расслабления работа мозга не затухает, а активизируется. Возникают новые связи между мозговыми центрами, открывая неведомые до сих пор возможности человеческого организма.

     «Человек знания должен быть лёгким и текучим, чтобы видеть сущностную природу вещей», – говорили в старину. В подтверждение гениальных догадок древних мыслителей ответ на вопрос «Как учить?» должен быть основан на достижениях квантовой психологии, нейрофизиологии в области человеческого восприятия.

     Квантовая психология настаивает на том, что человек не может познать никакую абстрактную «истину», он познаёт лишь относительные истины, порождаемые «играми» мозга, который создаёт различные модели из получаемого каждую секунду океана новых сигналов. Человек не пассивно принимает информацию, но активно «создает» ту форму, в которой он интерпретирует данные. Он не реагирует на информацию, но переживает «сделки» с информацией. Квантовая психология оперирует представлениями о том, что идеи имеют смысл только в конкретных человеческих ситуациях, «истина» как абстракция не имеет смысла вообще. Достоверность и полезность любой идеи зависит от инструментов, при помощи которых идея проверялась. По мере улучшения качества инструментов достоверность или полезность этой же идеи будет изменяться.

     Современная нейрофизиология утверждает, что мысль – это «живая голограмма», которая проецируется в мозг человека посредством волновых сигналов. Лауреат Нобелевской премии 1978 года Роджер Сперри доказал, что мыслеформы обладают потенциалом причины, то есть способны вызывать события и влиять на них. Доказано, что когда воля и воображение вступают в конфликт, то выигрывает воображение. Воображаемый результат с верой, желанием и ожиданием, увиденный ярко во всех деталях, прочувствованный на вкус и осязание, обязательно будет достигнут. Согласно неравновесной термодинамике, большая часть реальности соответствует неустойчивому равновесию, при этом достаточно небольшого воздействия, чтобы сместить равновесие в нужную сторону. Чтобы изменить реальность достаточно энергии мысли, психической энергии.

     Принципы природосообразного процесса обучения и воспитания получили приоритетное развитие в трудах замечательных учёных и психологов М.Монтессори, Ш.Амонашвили. Эти учёные считают, что изменить мир в лучшую сторону можно, развивая доброту, таланты, заложенные природой в ребёнке. Ребёнок имеет от рождения целостное сознание, ощущает себя частью единого мира, имеет внутренний потенциал, побуждающий его к саморазвитию. Он имманентно обладает уникальными способностями к обучению, которые не должны быть утрачены по мере взросления. При помощи того, что его окружает, ребенок создает «умственную плоть», получает удовольствие от познания нового и стремится к повторению того же самого стимула много раз. Каждое последующее впечатление в процессе познания несколько изменяет предыдущий отпечаток и улучшает результат. М. Монтессори назвала эту уникальную способность «абсорбирующий разум», что означает «объединяющий внутри себя». Впечатления ребёнка не только проникают в сознание, но и формируют его. Как растущий кристалл в насыщенном растворе «абсорбирующий разум» ребёнка впитывает впечатления из своего окружения, и они становятся его неотъемлемыми частями, увеличивают его потенциал для дальнейшего развития. М.Монтессори считала, что процессу естественного развития нужно помогать, и в этом состоит сущность воспитания.

     Хосе Сильва разработал практический метод обучения, который позволяет развить у учащихся целеустремлённость, улучшение восприятия и умения решать возникающие проблемы. У обучаемых исчезает беспокойство, постоянное чувство вины и зависимости от учительского одобрения. В настоящее время во всём мире несколько миллионов человек прошли обучение по методу Хосе Сильва. В Америке создан институт психоориентологии, который занимается обучением в 34 странах, а также проводит семинары для должностных лиц высокого уровня. Обучение по методу Хосе Сильвы проходят не только ученики, но и учителя, для которых становится понятной мощь человеческого мышления, они перестают доминировать в общении с учениками, переходят на сотрудничество.

     В концепции и практике работы по ноосферному образованию акад. Н.В.Масловой мы находим ещё более объёмное звучание идеи природосообразности.

     Согласно результатам исследования процессов мышления, только 10% его эффективности связано с левым полушарием мозга, а 90% обусловлено правым полушарием. Показано, что левополушарное мышление обусловлено высокочастотными b-ритмами. Правополушарное, творческое мышление обусловлено a- и t-ритмами, протекающими в более низкочастотном диапазоне. Современная система обучения привела к восприятию только b-ритма. В состоянии a- и t-ритма мозга современный человек засыпает. Психология доказала, что в состоянии a-ритма существует полный набор возможностей к восприятию и такое восприятие является наиболее эффективным. В a-ритме происходит активация подсознания, – так широко известны примеры использования состояний a-ритма при изучении иностранных языков.

     В технологии ноосферного образования задействуются механизмы самопознания, саморазвития целостности личности на основе работы с учебными мыслеобразами, в соответствии с естественными этапами восприятия информации и в режиме чередования ритмов активного головного мозга, где самый ответственный момент обучения – восприятие новой информации – осуществляется в a- и t-состоянии на фоне мышечного расслабления.  Ноосферный подход преодолевает разделённость знаний о мире и забвение субъекта образовательной деятельности – ученика. Эта система и методология нацелена на реальный результат развития расширенной компетентности учащихся.

     Очевидно, что система обучения должна учитывать целостность многих уровней человеческой физиологии, психики, духовности. С этой целью в образовательном процессе должны быть предусмотрены:

  • гармонизация ментальной сферы в работе с предметной информацией через преобразование последней в модули, подключение цветового восприятия, невербального интеллекта, соблюдение природного режима познавательной деятельности;
  • гармонизация эмоциональной сферы с использованием элементов медитации, музыкотерапии, учебной релаксации, а также дыхательной гимнастики;
  • гармонизация физического здоровья с помощью определённого набора физических упражнений, точечного массажа, оптимальной системы питания, организации комфортной среды школьной жизни.

 Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
  3. Капра Ф. Дао физики / Пер. с англ. Под ред. В.Г. Трилиса. – Киев : София, М.: Изд. дом. «Гелиос», 2002. – 352 с.
  4. Монтессори М. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224 с.
  5. Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М. : Институт холодинамики, 2002. – 338 с.
  6. Менегетти А. Педагогика и политика: Пер. с итал. – Пермь, 1994. – 56 с.
  7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Изд. 4-е стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 312 с.
  8. Сильва Х., Миэле Ф. Управление разумом по методу Сильва / Пер. с англ., М.В. Драко. – 7-е изд. – Минск: ООО "Попури", 2003. – 256 с.
  9. Уилсон Р.А. Квантовая психология / Пер. с англ. Я.  Невструев, М. Василевич. – Киев: Yanusbooks, 1999. – 224 с.
  10. Ушкалова В.Н. Новая парадигма науки как основа естественнонаучного образования // Труды всероссийской конференции «Менделеевские чтения», Тюмень, 25 – 26 мая 2005 г. – Тюмень, 2005. – С. 38 – 44.
  11. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. – М.: НТ-Центр, 1993. – 362 с.
  12. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – СПб.: 1994. – 320 с.
  13. Gettman D. Basic Montessori: learning activities for under-fives. – Oxford, 2003. – 224 c.
  14. Montessori M. Education for a new world. – Oxford, 1989. – 128 c.

 Скачать

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

12.03.2019 г. Олимпиады по математике и окружающему миру

11.02.2019 г. Продление срока приема заявок на олимпиады

Уважаемые коллеги! В свя зи с карантинами в образовательных организациях по вашим просьбам мы продлили сроки приема заявок на олимпиаду ...

01.01.2019 г. Актуальность конкурсов в 2019 году

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! Наши конкурсы, НПК, фестивали проводятся круглогодично. Все конкурсы, указанные в графиках для детей ...

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх