Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Сущёв Д.В. НАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ НООСФЕРЫ И

i i i i i i i i i i i i i

НАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ НООСФЕРЫ И

НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 Дмитрий Владимирович Сущёв, 

 к. б. н., заместитель декана биологического факультета по НИР и НИРС,

Кемеровский государственный университет,

 г. Кемерово

      Вопросы ноосферы в учёной среде принято рассматривать в контексте развития научного мышления. Эту традицию заложил наш выдающийся соотечественник  Владимир Иванович Вернадский. Рассмотрим основные идеи и выводы его учения.

     Вернадский В.И. понимал науку в качестве средства развития человечества и считал очень важным, чтобы она не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Её содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным – живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» [3, c.252]. Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.

     Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью HomoSapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. То есть наука рассматривалась как геологическая и историческая сила, изменяющая биосферу и жизнь человечества, - то основное звено, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества.

     В трудах Вернадского, впрочем, нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий «ноосфера» и даже «биосфера». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.

     История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» [2, c.44]. Необходимо особенно подчеркнуть неразрывнуюсвязь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой и главной предпосылкой этого феномена. Ноосфера может создаваться только при этом условии.

     Человек неотделим от биосферы, он в ней живёт и только её объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...» [2, c.128]. Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает её в ноосферу, геологически охватывает её разумом.

     Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.

     Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

2. Изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

3. Изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.

4. Вхождение в биосферу нового фактора её изменения – человеческого разума – есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться всё дальше в изучении окружающей среды.

     Крупнейшим шагом совершенствования научного знания представляется геохимия и биогеохимия, которые соединили науки о природе с науками о человеке. Их возникновение отвечало потребностям целостного, синтезированного рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имели также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Центром такой интегрированной науки Вернадский выделял учение о биосфере.

     Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несёт в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящую перед человечеством важнейшую задачу по созиданию ноосферы. С этой позиции он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации.

     Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского. Некрушимость цивилизации он обосновывает следующими тезисами:

  1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, всё больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

2. Человечество в своём развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

4. Ставится задача распространения научного знания на всё человечество.

    Вернадский В.И.  писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учёными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания» [2, c.50].

     Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного формирования ноосферы.

     Одной из важнейших проблем организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавала бы для последующих поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые, как полагал учёный, необходимо решать на этом пути, это – «вопросы о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы» [2, c.78]; идея о государственном объединении усилий человечества.

     Не углубляясь далее в вопросы глобальных условий развития ноосферы, остановимся на локальной его задаче, которая приобретает чёткие очертания в постановке проблемы ноосферногоразвития научного мышления и мировоззрения студентов.

     Решение этой задачи на начальном этапе представляется целесообразным в рамках изучения общеобразовательной дисциплины «Концепции современного естествознания», которая предназначена для подготовки бакалавров по гуманитарным специальностям базового высшего образования. Новая идея курса состоит в совершенствовании естественнонаучной грамотности студентов в динамичной системе теорий, концепций, представлений о мире и воспитании субъектного отношения к природе. Содержание рабочей  программы строится на панорамном видении универсальных методов и законов естествознания в их культурно-исторической преемственности, что наилучшим образом отвечает образовательному  профилю студентов и даёт возможность последовательного формирования в их сознании единой естественнонаучной картины мира. 

     В процессе изучения дисциплины естествознание предстаёт эволюционирующей системой, прошедшей путь от одного из компонентов научной культуры докультурообразующего фактора, который организует целостное, то есть ноосферное, мироощущение, мировоззрение и миропонимание. Такой подход рассматривается не только необходимым, но и возможным. Во-первых, потому, что рациональный естественнонаучный метод уже давно проник в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобрел некий универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникшая во второй половине ХХ века тенденция гармоничного синтеза двух традиционно противостоящих культур созвучна потребности общества в целостном мировидении и преодолении общесистемного кризиса развития. Во-вторых, современные поиски и достижения естественных наук вышли к сфере не только гносеологического, но и онтологического синтеза культур и способов познания и должны учитываться в образовательном процессе на уровне рабочих гипотез, альтернативных инструментов анализа и нового антропокосмического (Н.Г. Холодный) императива в любой сфере жизнедеятельности, о чём сообщается в ноосферной философии образования (Н.Г. Куликова) [4].

     Образовательный курс «Концепции современного естествознания» предстаёт как междисциплинарное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Инструментами систематизации учебного материала избираются принципы общей теории систем (Ю.А.Урманцев), принципы системономии – нового научного направления о системах законов (Н.В. Маслова) [5] и теории генетического единства Мира (Б.А. Астафьев) [1]. Таким образом, студенты будут наиболее чётко, целостно-непротиворечиво и объёмно познавать объективные закономерности развития научного знания и неизбежность смены типов научной рациональности, необходимой для утверждения ценностей природосообразного взаимодействия биосферы и человека как космобиосоциального единства. В этом состоит суть и практическое значение ноосферного подхода к модернизации содержания естественнонаучной учебной дисциплины.

     В контексте ноосферного подхода можно выделить следующие главные психолого-дидактические задачи:   

  1. Формировать систему представлений о сущности и многообразии жизни, принципах организации живого, биосферы в логике эволюции типов научной рациональности.
  2. Способствовать осознанию целостности системы познания с точки зрения интеграции форм и методов освоения действительности.
  3. Мотивировать познавательную активность, системность, креативность и критичность мышления студентов.

     Прогнозируемым результатом освоения студентами учебного курса «Концепции современного естествознания» рассматриваются следующие компетенции:

  • понимание особенностей генезиса  системы естествознания;
  • понимание сущности и взаимосвязи фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания;
  • понимание специфики, задач и возможностей базовых (научного и художественного) способов познания мира;
  • понимание причин кризисных явлений в биосфере, влияния культурно-исторических, антропогенных и космических факторов на процессы жизнеобеспечения;
  • понимание природы, базовых потребностей и возможностей человека, возможных сценариев развития человечества, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.

 Литература:

  1. Астафьев Б.А. Мироздание: открытия, теории, гипотезы. – М.: Наука, 2015. – 612 с.
  2. Вернадский В.И.   Научная мысль как планетное явление/ Отв. ред. А.Л. Яншин. – М.: Наука, 1991.
  3. Ермолаев Б.В., Аруцев А.А., Слуцкий М.С., Кутателадзе И.О.  Концепции современного естествознания. – М.: МГОУ, 1999.
  4. Куликова Н.В. Современное образование: философия кризиса. – Кемерово, 2013. – 112 с.
  5. Маслова Н.В.  Системономия. – М.:НАНО, КАНОН, 2012. – 207 с.

 Скачать

 

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

12.03.2019 г. Олимпиады по математике и окружающему миру

11.02.2019 г. Продление срока приема заявок на олимпиады

Уважаемые коллеги! В свя зи с карантинами в образовательных организациях по вашим просьбам мы продлили сроки приема заявок на олимпиаду ...

01.01.2019 г. Актуальность конкурсов в 2019 году

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! Наши конкурсы, НПК, фестивали проводятся круглогодично. Все конкурсы, указанные в графиках для детей ...

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх