Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Суборова Х.М. ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

i i i i i i i i i i i i i

ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

В БУРЯТСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Хандама Мункобаировна Суборова,

к.соц.н., методист Республиканского центра  мониторинга и информатизации Министерства образования Республики Бурятия, г.Улан-Удэ

      Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают современную педагогическую мысль. Нынешний интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитания позволяют прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики являются важной задачей историко-педагогической науки.

     В теории зарубежной и отечественной педагогики идёт наращивание смыслового содержания принципа природосообразности, сохраняющее при этом его основополагающую сущность – учёт природы ребёнка. Это обусловлено изменениями природных, социальных условий жизни человека, развитием потребности общества, новым миропониманием, осознанием места человека в мире и т.д. Анализ различных подходов к пониманию данного принципа позволяет выделить три аспекта, раскрывающих его сущность, структуру и содержание. Это воспитание ребёнка в согласии с его:

а) биологической природой,

б) социальной природой,

в) космической Природой.

     На основе  вышеизложенного можно сформулировать определение: принцип природосообразности – это основное исходное положение, определяющее организацию обучения и воспитания детей в согласии с природой ребёнка, социальной природой, миром Природы. Принцип природосообразности является основой для воспитания самоценной личности, нашедшей гармонию с самим собой, обществом, Космосом.

     Изучение работ исследователей духовной культуры народовпозволил сделать вывод о том, что с 70-х годов XX века начался качественно новый этап исследования народно-педагогического творчества. Усилилось влияние этнографии на изучение народной педагогики. В педагогической науке признаётся статус народной педагогики как науки и практики.

     Касаясь духовной культуры бурятского народа и, в частности, традиционного воспитания, необходимо отметить, что оно как раз и направлено на формирование самобытной личности, нашедшей гармонию с самой собой, осознающей себя не только членом семьи, рода, общества, но и частью великого Космоса.

     Этнопедагогическая культура бурят характеризуется уважением внутреннего мира ребёнка, обусловленным пониманием важности эмоционального благополучия для нормального формирования личности. Этому положению отвечают методы, приёмы и средства воздействия на чувства, сознание и поведение детей, используемые в системе народного воспитания бурят (например, разъяснение, пожелание, просьба, намёк, одобрение, благодарность, благословение, завещание). В этих методах и приёмах нет мер воздействия, унижающих человеческое достоинство. Уважительное отношение к внутреннему миру ребёнка воспитывало ответное чувство уважения чужого. В этом выражается гуманизм и демократизм народной педагогики. Такое отношение бурят к детям отмечают многие исследователи, этнографы. Ф.И.Ланганс в XVIII в. писал, что дети у бурят «имеют полную волю следовать во всем природным своим склонностям, не опасаясь за проступки строгого наказания» [7, С.155]. В начале XX в. отмечал это и Б.Э. Петри: «Проходя по улусу, не наткнёшься на безобразные сцены порки: не слышно в улусе ни крика, ни брани; если нужно наказать детей, то срывают крапиву и ею грозят высечь ребёнка, но угрозу очень редко приводят в исполнение. С малышами обращаются очень бережно и нежно» [8, С.8]. Буряты всегда относились к детям исключительно мягко, были глубоко привязаны и очень любили их, уважали в них человека, но вместе с тем требовали беспрекословного послушания, которое прививалось с раннего возраста. В поступках своих, играх, отлучках от дома, шалостях дети были предоставлены самим себе, не принято было строго наказывать детей за какие-либо проступки, тем более применять грубые физические воздействия, порку, так как это считалось вредным для их здоровья [3, С.86]. Этнопедагогические заповеди бурят о бережном отношении к внутреннему миру ребенка выражены в книге «Зерцало мудрости»:

§ 230 «Учиняя постепенно побои, ты воспитываешь малолетних детей забитыми. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития»;

§ 231 «Когда обучаешь малолетних детей, не подавляй их замечаниями. Если будешь часто делать замечания, то их разум станет подобным светильнику, поставленному на вихрь» [4, С.204].

     Воспитание ребёнка в согласии с его природой обусловлено ранней социализацией детей. Для бурятской этнической педагогики характерно понимание роли наследственных факторов в развитии ребёнка, взаимообусловленности физических и умственных признаков, врождённых особенностей ребёнка и развития его личности. Заботливые родители, другие члены семьи обычно находятся рядом с детьми, контролируют их работу, помогают, если такая помощь необходима. Ребёнок ощущает психологическую поддержку, внимание.

     Принцип природосообразности характеризуется опорой на потребностно-мотивационную сферу личности. В народной педагогике практически нет работы без интереса или реальной потребности, без личностного смысла. Неслучайно бытовала и передавалась из поколения в поколение, от родителей к детям поговорка-наставление: «Мал хараха - ама тоhодохо» («Будешь ухаживать за скотом – будешь всегда сыт»). Любая деятельность построена на реальной потребности. Во многих случаях, когда ситуативно доминирует интерес семьи, а не личная потребность ребёнка, продуктивный смысл дела, которое осуществляет взрослый, и в котором вольно или невольно участвует малыш, совершенно для него очевиден. Детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Народ эмпирически понимал, что нельзя воспитать заботливость у ребёнка, если не поставить его в такие условия, где бы он мог проявлять заботу о младших, престарелых, животных. Особой традицией в семейном воспитании была система мотиваций и поощрений детей. Характерно, что буряты часто поощряли детей в малолетнем возрасте, когда они только начинали приобретать первоначальные практические умения. Побуждениями к действию очень часто становились просьбы бабушек и дедушек к внукам о помощи в выполнении различных домашних хозяйственных дел, привлечение их внимания к действиям других, поддержка деятельности самих детей. При этом каждое движение, жест, действие находили одобрение, поддержку, поощрение, похвалу не только словом, но и поцелуями, поглаживаниями [9, С.41]. Об этом говорится в «Зерцале мудрости»:

§ 232 «Чтобы привить детям смелость, похвали, подбадривая их. Если воспитывать в них веру в себя и радостное желание, они будут полезны в будущем» [4, С.204].

     Наличие положительной оценки создавало у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Чем меньше ребёнок, тем больше он испытывает потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала, одобрительная улыбка – это приёмы, которые присутствуют в каждой семье. Педагогическая культура бурят требует и здесь учитывать психологию ребенка: одни дети падки на похвалу и в следующий раз ещё лучше постараются, другие, наоборот, возгордятся, у них сформируется завышенная самооценка, самомнение. Поэтому родители знают, кого похвалить и в какой мере. Буряты часто применяли словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. При этом родители всегда указывали путь к исправлению ошибки. Их укор, в основном, носил предупредительный характер, остерегающий детей от общественного осуждения: «Что скажут люди?». На самом деле единственным в своем роде и универсальным средством нравственного контроля было общественное мнение. Любое нарушение обычая становилось предметом заинтересованного обсуждения людьми. В воспитании детей наиболее значимым средством была нравственная оценка каждого действия и поступка. Таким образом создавалось представление о нравственном поведении человека, основанном на уважении другого человека. Формируя с самых ранних лет в детях чувство собственного достоинства, стыда и совести, буряты добивались того, что молодые люди могли весьма прилично вести себя в любой ситуации.

     Воспитание ребёнка в согласии с миром Природы обусловлено тем, что человек живет в социуме, являющимся частью окружающей природы, Вселенной. Суровые природно-климатические условия Сибири на протяжении веков требовали от взрослых пристального внимания к физическому воспитанию детей с самого раннего возраста, основой которого стало выработанное ими и оправдавшее себя в течение многих веков правило «Хуугэдообороорhургаха» (дословно по-русски: «Приучать детей неприхотливыми»). Формирование физически закалённых и здоровых людей происходило под влиянием разнообразных традиционных средств физического воспитания: естественных факторов, народных игр, самобытных физических упражнений и состязаний, трудовой деятельности.

     Народ понимал огромное значение природной среды в его жизнедеятельности как основного источника жизнеобеспечения, свою зависимость от неё. Жизнь кочевников-скотоводов проходила в каждодневном общении с природой. Преклоняясь перед стихией, буряты научились бережно, с пониманием относиться к природе, осознавая себя его органической частью. Поэтому с младенчества усваивалась мудрость: будь добр с природой, бери не разрушая. Охотники отлично знали повадки зверей, места их обитания и условия жизни, умели ориентироваться в тайге в любую погоду, в любое время суток. Искусство определять по следу зверя его возраст, время прохождения и безошибочно устанавливать его местонахождение было свойственно каждому опытному охотнику. Охотник, прежде чем добыть зверя, как правило, определял его возраст, «выбирал только молодых самцов, а самок – в зависимости от времени года» [9, С.158].

     Отношение человека к природе определялось, с одной стороны, знаниями, которые имели рациональную практическую основу. Например, существовал временный запрет охоты и рыбной ловли в такие сезоны года, когда рыба шла на нерест, у зверей и птиц появлялись детеныши, и требовалось определённое время на их рост и взросление. Мера добычи ограничивалась негласным правилом «Нельзя относиться с жадностью к дарам природы». Выбрав из невода крупную рыбу, бурят не оставлял мелочь подыхать на песке, он заботливо выпускал её в воду. Бурят не стрелял в детенышей зверей, стыдясь даже мысли об этом. Бытовали поверья о том, что у жадных охотников могут погибнуть дети как бы взамен убитых сверх меры зверей. Жизнь животных оценивалась также высоко, как и жизнь человека, подчеркивая, таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость всего живого.

     Действовало сезонное запрещение массового сбора недозревших плодов, орехов и ягод. Постоянно запрещалась рубка фруктовых деревьев, орешников, уничтожение ягодников, вырубка лесов на склонах гор и водоразделах рек. Редкостью были лесные и степные пожары, хотя ежегодно буряты опаливали ветошь на сенокосных участках. Так, «самосадом засевалась земля разнотравьем, создавая возможность получения сбалансированного по основным компонентам корма для скота на следующий год» [5, С.15]. С другой стороны, существовала моральная регуляция практического использования природных ресурсов, основанная на мировоззренческих онтологических представлениях и культовом отношении к земле, воде, небу, солнцу как главным животворящим силам природы, а также и тем растениям и животным, культивация которых обеспечивает основные жизненные потребности людей. Для миропонимания бурят было характерно «осознание единства жизненных процессов в природе и космосе» [2, С.6].

     Взрослые учили своих детей жить в природе, любить её, ориентироваться в окружающей природе: знать приметы погоды, повадки животных и птиц, разбираться в растениях. Значительными были знания насекомых и животных. Наблюдая за бабочками, муравьями, пчёлами, птицами, буряты узнавали время их появления и размножения, прилёта и отлета. Близость к природе, постоянная зависимость от неё не только способствовала накоплению эмпирических знаний об окружающем мире, но и развивала наблюдательность, смекалку, способность ориентироваться в природной среде обитания.

     Рано приобщались дети и к знаниям по народной медицине. Взрослые, в первую очередь матери, бабушки, активно вовлекали детей в сбор лекарственных трав, раскрывали им секреты изготовления и хранения лекарственных снадобий, особенностей употребления лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения. Дети усваивали, что необходимым условием здоровой жизни является фактор окружающей среды: природные ландшафты, обладающие лечебными свойствами. Они также узнавали о существовании мест, пагубных для здоровья.

     Окружающий мир для бурят одушевлен духами – хозяевами местности. Поведение человека в природе было строго регламентировано, существует система запретов, которая помогает оберегать природу. Нельзя было рубить деревья, добывать камень, мутить воду в источниках, истоке рек, в озерах, копать землю, разрушать скалы, убивать диких зверей без нужды – любимцев «хозяев» земли. За нарушение этих запретов «хозяин» мог покарать виновного. У бурят носки обуви плавно загнуты вверх, чтобы уберечь и не поранить благословенную землю. До сих пор в бурятских семьях не разрешают детям игры, при которых придется втыкать в землю острые предметы.

     Народная медицина считает наиболее важным для здоровья фактором психоэмоциональное состояние и межличностные отношения в семье, в обществе [3, С.22]. Она категорически отрицала в любой сфере излишество, извращение, самоистязание, воспитывая в человеке стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию, соблюдению гигиены питания, одежды, жилища, духовных отношений. Естественный образ жизни, неотделимый от окружающего мира, регламентируемый ритуалами, обрядами, являлся условием морального и физического здоровья.

     Созависимые отношения природы и общества объясняются и в практической астрологии «Зурхай», раскрывающей взаимосвязь живых организмов с гелиогеографическими явлениями. Практический «Зурхай» представляет собой «науку о человеке», определяющую поведение и психику человека в различных ситуациях жизни и деятельности на основе данных связей его тела с небесными светилами. Человеческая жизнь, её физическое и духовное начало рассматривается как неотъемлемая часть Космоса. «Человек существует в сложном взаимодействии с природой. От мига зачатия в чреве матери и до смерти он находится под влиянием 12 звездных миров, созвездия Большой медведицы, 7 планет Солнечной системы и 28 звезд. Жизнь человеческая вращается в пространстве Времени, дней, месяцев, 9 годовых знаков лунного календаря, 12 Благопричин, 12 знаков зодиака» [6, С.4]. На основе года, даты, часа рождения астрологические таблицы выдавали около 288 вариантов психотипов людей, живущих на Земле. Древние учёные-астрологи считали лицо человека «зеркалом неба», находили на нём «Знаки семи планет солнечной системы – знаки судьбы», признавали неповторимый рисунок человеческой ладони «удивительно чутким письмом из будущего в настоящее и прошлое». Они выделяли семь основных линий рисунка ладони, предопределяющих перспективу жизни человека.

     Буряты издавна признают роль периодичности дней недели и связывают с ней состояние здоровья, тонус жизни, успехи и неудачи в делах. Летоисчисление у бурят было основано на наблюдениях за фазами луны. С ними связаны физиологические процессы в организме человека и животных (например, отсчёт беременности по лунным месяцам). Лунный календарь состоит из пяти двенадцатилетних циклов, посвященных тому или иному животному. Они отличаются тем, что связаны с одним из пяти  первоэлементов: земли, огня, воздуха, дерева и воды. Одно и тоже сочетание повторяется один раз в шестьдесят лет. Этот 60-летний цикл считается полным сроком жизни человека, хотя не совпадает с её реальной продолжительностью.

     Мера человеческого бытия рассматривалась неотделимо от пространственной и временной характеристики. Образ жизни людей и законы природы сливались в единое целое, поэтому отношение к природе и человеку строилось на нравственной ответственности перед собой и миром Природы.

     Природосообразный подход в бурятской этнической педагогике отвергал предельно элементарное содержание обучения и воспитания, а требовал учёта возможностей и развивающего влияния обучения и воспитания, предполагающего активность, сознательность самих детей.

     Этническая педагогика бурят вырабатывала понимание каждым человеком своего статуса с его правами и обязанностями в семье и обществе, обусловленное необходимостью обеспечения устойчивого порядка в отношениях между людьми, входящими в семейно-родственную группу с устойчивыми связями. Особое внимание уделяли воспитанию ребёнка как члена семейно-родственной группы, прочного чувства родства и сплочённости, ответственности друг за друга, обусловленное социальной защитой человека в сложных жизненных ситуациях.

     Большую роль у бурят в воспитании подрастающего поколения играла буддийская религия. Она оказывала большое влияние на формирование у детей глубокой ответственности за каждый свой шаг, понимания взаимозависимости всех явлений в окружающем мире, нежелания нарушить существующие тенденции развития в целом. Нельзя было грешить не только делами, но и мыслями. Природосообразным было нравственное воспитание, в основе которого лежит этика воздержания от «десяти черных дел», им противостоит «десять белых добродетелей».

     Для бурятской этнической педагогики характерно воспитание человека как части Вселенной. Оно было обусловлено духовной культурой народа, организующей жизнь по законам Вселенной.

     Таким образом, реализация принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике имеет национальные особенности, обусловленные традиционным образом жизни, духовной культурой народа, суровыми природно-климатическими условиями жизни в Сибири. Мы можем отметить несколько таких особенностей:

     Воспитание в согласии с природой ребёнка:

  • понимание большой роли наследственных факторов в развитии, взаимообусловленности физических и умственных признаков, врождённых особенностей ребенка и развития его личности;
  • воспитание детей в соответствии с возрастной периодизацией развития; особое внимание – к раннему детству, понимание его роли в развитии ребенка в последующие годы, обусловленное ранней социализацией детей;
  • последовательность и преемственность педагогических воздействий;
  • учёт возможностей развивающего влияния обучения и воспитания на детей;
  • уважение внутреннего мира ребёнка, обусловленное пониманием значения эмоционального благополучия ребёнка для его нормального развития;
  • опора на потребностно-мотивационную сферу личности;
  • ярко выраженный и соответствующий национальной системе образования дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, обусловленный подготовкой детей к социальным ролям в традиционном обществе, прежде всего семейным.

     Воспитание в согласии с социальной природой:

  • формирование понимания каждым человеком своего социального статуса, прав и обязанностей в семье и обществе, обусловленное необходимостью обеспечения устойчивого порядка в отношениях между людьми;
  • воспитание ребёнка как члена семейно-родственной группы с постоянными связями, прочного чувства родства и сплочённости, ответственности друг за друга, обусловленное социальной защитой человека в различных жизненных ситуациях;
  • нравственное воспитание, в основе которого лежит этика воздержания от «десяти черных дел», обусловленное буддийской религией.

     Воспитание в согласии с космической Природой:

  • понимание роли природно-космических факторов в развитии личности, обусловленное необходимостью выживания в суровых климатических условиях Сибири, и использование первого для воспитания физически закаленных детей;
  • формирование понимания значения окружающей природы в жизнедеятельности человека, взаимозависимости всех явлений в мире и воспитание бережного отношения к природе, обусловленное, с одной стороны, знаниями, имеющими рациональную практическую основу, с другой стороны, культовыми представлениями о природе;
  • воспитание человека как части Вселенной, организация жизни по её законам, ненарушение тенденции эволюционного развития окружающего мира, обусловленное с одной стороны, духовной культурой народа; с другой стороны, необходимостью внести упорядоченность в быт народа.

     С ростом технической вооруженности человека, исчерпанием основных видов невозобновляемых природных ресурсов и обострения экологической ситуации возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей. И чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности. В складывающихся условиях актуальной становится идея природосообразного обучения и воспитания. В этом смысле усиление роли традиций, семьи, отчего дома, возрождение культа природы будут способствовать становлению ноосферной концепции воспитания. При этом важно не превратить традиционную культуру в догмат, а, критически осмыслив, сообразно современным потребностям, использовать ценные идеи народной мудрости в изменившихся условиях нашей действительности.

Литература:

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Якутиздат, 1979. – 184 с.
  2. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд- во, 1971. – 28 с.
  3. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1991. – 192с.
  4. Гальшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993. – 352 с.
  5. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Р.М. Традиционная культура бурят. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 144 с.
  6. Зурхай.  Древняя  тибетская  астрология   или  предсказания  судьбы. - Набережные Челны: МП «Издатель», 1991. – 32 с.
  7. Ким Н.В. Материалы Ф.Ланганса о культуре и быте бурят// Культура и быт народов Бурятии: этнографический сборник. Вып. 4. – Улан-Удэ, 1965. – С. 145-156.
  8. Пинкевич  А.П.Педагогика:  опыт  марксистской  педагогики.   - М.: Работник просвещения, 1929. – Т. 2. – С. 129.
  9. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогикаагинских бурят. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. – 162 с.

 Скачать

05.09.2019 г. Стоимость оформления наградных документов

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! С 01 сентября 2019 года стоимость оформления дипломов конкурсных работ, сертификатов и свидетельств о печатных работах...

26.08.2019 г. Мы выходим из отпуска

Мы снова в строю! С нетерпением ждем ваши конкурсные работы и материалы для публикации! Просим вас письменно сообщить, кто не получил наградные ...

01.07.2019 г. Редакция в отпуске

Уважаемые коллеги! С 01.07.2019 г. по 25.08.2019 г. редакция СМИ уходит в отпуск. Все присланные вами материалы будут рассмотрены с 26.08.2019 г..

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх