Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Соломатина С.Е. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

i i i i i i i i i i i i i

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 Наталья Евгеньевна Соломатина, 

 старший преподаватель кафедры педагогики, Московский государственный

университет технологий и управления, г.Москва

     Сегодня мы являемся свидетелями громадных структурных изменений в основополагающей дисциплине  естествознания – физике. Учёные научились не отворачиваться от реально существующих, но не поддающихся научному  объяснению, явлений. Появились новые физические гипотезы, строящие более глубокую и объёмную схему мироздания. Для математического моделирования  пространства-времени, частью которого является человек, используется продвинутая математика, выводы которой человек не в силах осмыслить в доступный для восприятия опыт. Даже смелая фантастика не может угнаться за сложнейшей картиной многомерного, нелокального мироздания, которое рисует современного физика. Но и этого проникновения в суть миропонимания оказывается недостаточно: до сих пор нет формул, описывающих такие категории как жизнь, эволюция, сознание, память или информация.

     Между тем, сегодня в физическом толковании и философском осмыслении этих понятий назрела острейшая необходимость.  Еще в  начале 70-х годов  ведущие  учёные и общественные деятели «Римского клуба» дали неутешительные выводы: в настоящее время человечество переживает глобальный кризис практически во всех сферах своего существования – от экологии до мировоззрения. И это не только болезненное переживание от слома старого, а ещё и рождение нового. Кризис означает  изменение в  направлении  развития. Очевидно, что пришло время задуматься и обозначить те ориентиры, которые должны будут определять направление  дальнейшего эволюционного движения человечества. Они, скорее всего, уже имеются в трудах великих философов и в религиозной литературе. Проблема – в правильной постановке вопросов.

     Теория физического вакуума и математическое описание торсионных полей (Г.И.Шипов, А.Е.Акимов), эфиродинамика (В.А.Ацюковский), ритмодинамика (Ю.Н.Иванов), теория голографической Вселенной (Д.Бом) и множество иных естественонаучных работ дают нам картину мира, несколько упростив которую мы получим  некоторую первооснову всего сущего (эфир, физический вакуум и т.п.) и информацию, согласно которой эта первооснова организуется в материю. Таким образом, информация и материя являются некой единой сущностью, не существующей одна без другой. Несмотря на все усложняющуюся картину мироздания, для его построения достаточно всего трёх «кирпичиков»: эфира, который несет в себе функции единого строительного материала для всех полей и элементарных частиц (или амиров – «атомов» для элементарных частиц), информации, по который эфир организуется в сущее и энергии, обеспечивающей эту организацию, а также  постоянное изменение, движение всего сущего во времени и пространстве. Наш мир представляется единой, континуальной волновой системой, наполненной непроявленной энергией – нерассеиваемым излучением с  нулевой амплитудой, несущей информацию о себе в любую точку вселенной. Этот мир гораздо «шире» чем тот, который мы способны непосредственно воспринимать, так как предполагается наличие бесконечного числа пространств, существующих в одном и том же  метрическом объёме, непознанным нами способом влияющих и организующих друг друга. Каждая точка пространства содержит в себе информацию о всей вселенной, то есть, как утверждает Дэвид Бом, вселенная организована по принципу голограммы.

     Наименее всего осмыслены сегодня человечеством принципы информационной организации мироздания. Мы не в силах понять, что же такое есть информация, как она рождается и как реализует себя в пространстве-времени. На роль её «носителя» и передатчика более всего претендуют торсионные поля, порождаемые поляризацией физического вакуума (можно ли назвать физический вакуум эфиром – вопрос открытый). Вполне возможно, что вакуум и составляющие его основу «инерционы» Г.И.Шипова только одно из проявлений многослойного и бесконечного эфира (праматерии). Согласно теории торсионных полейШипова-Акимова каждый объект вселенной поляризует физический вакуум, и эта поляризация сохраняется даже после удаления объекта, передаваясь во все точки пространства. Информация запечатлевается особым способом организации вакуума, солитоном, торсионным полем, стремящимся воспроизводить самого себя на разным уровнях пространства-времени. То, что торсионное поле не имеет ни амплитуды, ни энергии, позволяет ему избегать энтропии, то есть носитель информации не разрушается со временем.

     Чтобы из первичного хаоса возникла Вселенная, необходимо было наличие некой  первоидеи, согласно которой мироздание развивается во времени. Смыслом этого развития является рождение всё более сложных систем, которые всегда содержат в себе основную  информацию о предшественницах, подобно тому, как зародыш человека в своём развитии проходит стадии животной эволюции. Вместе с нарастанием информационного обеспечения системы идёт и увеличение её энтропии. То есть рождение более сложной системы требует для себя дополнительной энергии, что ведет к увеличению хаоса вне этой системы. Этот процесс можно сравнить с работой скульптура: чем более утончённое  изображение хочет он создать, тем настойчивее должен он тесать камень, тем больше будет у него отходов.

     Мы еще не осмыслили, что же есть отходы от рождения информации, также как не знаем, какая энергия идёт на её создание, как связано нарастание энтропии системы с усложнением информации, и что есть математическое моделирование этого процесса в пространстве-времени.

     Энтропия не означает уничтожения, это скорее «выравнивание». Можно сказать, что через неё материя подготавливается для «усвоения» новой информацией: чтобы пищу проглотить, её надо прожевать. То есть налицо  круговорот материи, который ускоряется с появлением более сложной информации. Но не будем упрощать. Вселенная едина, то есть  любой объект вселенной есть её часть. Разрушая объект,  мы  одновременно вносим это разрушение во всё, в том числе в самих себя. Несоблюдение  гармонии между созданием новой информации и увеличением энтропии во вселенной ведёт к нарушению баланса и разрушению. Наглядный пример: деятельность человека, который наряду с созданием более  совершенных систем  перерабатывает громадное количество топлива, губит сложные биосистемы. Можно констатировать, что та информация, которую создаёт человек, оказывается губительной для него самого. Но дело не в избытке, а скорее в недостатке информации, нужной для организации в более сложные системы того хаоса, который оставляет человек после себя.   

     Очевидно, что вселенная не терпит деградации, процесс рождения и материализации все более сложной информации остановить невозможно. Появление мыслящего существа стало вехой на этом пути. Однако только способность существовать внутри этой вновь создаваемой информации, способность создавать информацию, соответствующую вселенской гармонии, может уберечь человечество от участи превращения в побочный продукт мироздания.

     Что такое информация? Кто её создает? Кто является её потребителем? Очевидный ответ – Бог, Создатель. Нам будет легче это постичь через способность человека создавать, способность к творчеству.

     Пространство можно рассматривать как информационную систему колоссальной ёмкости. Информация поляризует вакуум, и эта поляризация существует в пространстве бесконечно долго. Именно поляризация вакуума индивидом является физической основой нашей памяти, которая существует не в мозге, а в пространстве. Подобно сотовой связи мозг становится «фильтром», легко подключаемым только к его собственной информации. То есть, информация хранится в пространстве, но доступна только тому, кто на неё настроен.

     Как утверждал выдающийся английский нейрофизолог Карл Прибрам, человек мыслит образами, физически представляющими из себя голографические образования. Человек способен созданию новых образов-голограмм, творению информации или, по крайней мере, её упорядочиванию, преобразовыванию в мыслеобразы. Самая «сильная» информация, та, для которой готовы подходящие условия, превращается в материю или последовательность событий.

     Избыток информации необходим, чтобы заполнить все возникающие в процессе  движения во времени «ниши» мироздания. Это похоже на естественный отбор, но наоборот:  не от одного вида к изменению и разнообразию, а от бесчисленного количества вариантов к конечному их числу, когда реализуется только то, что находит для себя нишу. Постоянное же движение заставляет информацию приспосабливаться, всё более усложняясь, так как овеществленной остается только самая совершенная, гармоничная её часть.

     Любая информация, кем и зачем бы она ни была создана, остаётся во вселенной и имеет способность к овеществлению. Мы не знаем  законов, которые управляют этим процессом. Мало того, мы не знаем и того, что же является информацией, воспринимаемой пространством. Ясно, что это не только та вербальная её составляющая, с помощью которой мы способны общаться  друг с другом. Похоже, что для мироздания именно образ информации, наши чувства, имеющие в мозгу голографическое отображение, имеют более важное значение, чем  проекты зданий или научных труды.

     Чем сложнее будущий организм, тем важнее для него существование после рождения рядом с себе подобными. Так, насекомое, вылупившись из яйца, способно самостоятельно реализовать все программы, заложенные в него генетически. Человек же становится человеком, только существуя в обществе себе подобных. Мы знаем про трагическую судьбу детей Маугли, так и не сумевших стать полноценными людьми. Человеку необходимо впитать информацию, накопленную и хранящуюся в обществе. Очевидно и то, что направленность и сущность этой информации будут управлять жизнью последующих поколений.     

     Если творчество основывается не на любви и стремлении к гармонии, его реализация привносит в жизнь разрушение и гибель создателям.  Так и должно быть – мироздание отвергнет всё, что не несёт в себе гармонии.  То, что создано человеком, тоже проходит подобный контроль.  Ведущие религии призывают человека к любви и вере.  Можно сказать, что Бог хочет от нас информации, окрашенной этими взаимодополняющими чувствами. Разумно предположить, что только замешанная на чистой любви информация имеет ценность для мироздания.  Вера же выполняет роль энергии, которая вкладывается в информацию, способствуя скорейшему её овеществлению.  К сожалению, кроме собственного душевного чувствования, у нас нет инструмента для оценивания «чистоты» возникающей информации. Отличить искреннюю любовь от жажды владения, веру от фанатизма, самопожертвование  от  неспособности  принять  новое  бывает  очень  не просто.

     Сегодня о необходимости соблюдения человечеством нравственных законов всё чаще говорят представители естественных наук. Так, действительный член академии космонавтики В.Н. Комаров и выдающийся геофизик, руководитель центра геофизических прогнозов и наблюдений за окружающей средой, академик И.Н. Яницкий делают вывод, что «нравственность является антиподом энтропии. То есть нравственность – это энтропия с другим знаком, или негэнтропия, что, согласно второму закону термодинамики, означает порядок и жизнь, против смерти и хаоса, определяющих энтропию».

     Однако очевидно и следующее: нельзя нравственность насадить сверху. Только внутренняя потребность человека в стремлении к вселенской гармонии, только удовлетворенность каждого индивида от соблюдения им нравственных законов способны изменить общую направленность дальнейшего развития человеческого общества. Необходимо, чтобы нравственность стала основной составляющей той чувственной информации, которую впитывает человек с молоком матери, той информации, без которой из ребенка не получится человек. Мудрое мироздание создало нас таковыми, что истинное счастье доступно человеку только в любви. Мы всю свою жизнь ищем именно любви, стремимся к самореализации своих лучших качеств и способностей. Соблюдение нравственных законов как первейшая потребность человеческого существа входит во внешнее противоречие с необходимостью следовать принципу выживания сильнейшего, и человечеству важно научиться решать это противоречие в следовании законам гармонии, нравственности.

     Информация, которую накапливает человечество и передаёт от поколения к поколению, существует в форме компетенций, на которые нацелен современный образовательный процесс. В них и через них формируется отношение человека к миру, ценностные ориентиры, в целом личность человека. Человек в процессе эволюции пытался с помощью своего разума проникнуть в самую суть мироздания. Но радостное стремление детей к «впитыванию» мира не находит должной поддержки со стороны массовой школы, оно подавляется наращиванием программных знаний. При этом неизбежно формируется негативное отношение к познанию мира, а через это и отношение к миру в целом только как к «мастерской», в которой ему предстоит сделать определённую работу. Эта чувственная информация тиражируется, неся с собой экологические, политические, нравственные и другие проблемы. Мы «рубим сук, на котором сидим», но не способны понять этого, так как не видим дерево в целом.

     Перед человечеством встала задача научиться познавать мир, используя свой чувственный потенциал. Новая педагогика обязана решить эту задачу. Человек должен постигать мир, открывая его бесконечную красоту и гармонию.  Познание мира как его «прочувствование», несёт в себе огромный заряд положительных эмоций, формирует отношение к миру как к храму, наполненному живительной силой. Познание мира должно быть свободным, естественным и творческим. Мы должны научиться использовать в процессе образования не только левое, отвечающее за логику и рациональность, но и правое, отвечающее за чувства и целостность, полушария головного мозга. Именно на этом пути нас ждут небывалые открытия, освоение поразительных  возможностей человеческой психики и культурно-педагогический прогресс.

      Будет слишком смелым утверждать, что совершенствуя методы образования можно разом разрешить проблемы, стоящие перед человечеством. Новая педагогика уже существует и реально открывает новые горизонты обучения и воспитания – системы информационного развития человека академика В.М.Бронникова, биоадекватного преподавания академика Н.В.Масловой и др. Мы не знаем пока долгосрочных результатов этих нововведений, но их нельзя отрицать в принципе, защищая старое качество системной информации.

     Застой в педагогике сегодня становится просто вопиющим. Студенты по-прежнему изучают общую педагогику, далекую от жизни и современной науки. Создаётся впечатление, что педагогика изо всех сил старается остаться самостоятельной от психологии наукой, в этом стремлении развивая только видимость деятельности.

     Между тем, психология за прошедший век совершила колоссальный скачок в своём развитии. Первое, что предстоит признать педагогике: человека нелегко научить быть учителем. Веками Учителем становился лучший из людей. Звание Учителя всегда надо было заслужить, так как ему доверялось самое дорогое и ценное – дети, будущее. Типичный педагог, выполняя профессиональные функции, совсем не обязательно реально является Учителем. Настоящего Учителя не всегда можно увидеть среди будущих педагогов. Одной из задач современной педагогики в этой связи может стать развитие личностного потенциала будущих и работающих педагогов.

     Педагогика должна интегрироваться с психологией с тем, чтобы сначала исследовать,  как работают психологические защиты педагога в профессиональной практике, влияние психотипов и социотипов учителей на качество развития учеников, а в дальнейшем найти оптимальные способы содействия личностно-профессионального роста и реализации учителей.

     В целом надо сказать, что учителем может быть тот, кто сам сохраняет способность и желание учиться и совершенствоваться всю жизнь. Думается, ноосфера, предсказанная В.И.Вернадским и П.Т. Шарденом, когда-нибудь расцветёт. Новые подходы к образованию помогут человеку обрести единство  во Вселенной, стать гармоничной частью мироздания. Хотелось бы надеяться, что это будут осмысленные шаги в направлении к ноосферному существованию человечества. Несмотря на инерцию государственной системы образования, всё чаще встречаются преподаватели-первопроходцы, применяющие новые ноосферосозидающие подходы. Это вселяет надежду, что человечество преодолеет наблюдаемый нами кризис и  сможет без новых грандиозных потерь пройти путь от самого разумного животного до мыслящего слоя самопознающей материи, стремящегося к гармонии с мирозданием.

 Литература:

  1. Акимов А.Е., Шипов Г.И.  Физика торсионных полей и торсионные технологии. Сознание и физическая реальность, 1996, № 1–2.
  2. Астафьев Б.А.  Теория единой живой Вселенной. М 1997
  3. Ацюковский В.А.  Концепции современного естествознания; курс лекций. М., 2000.
  4. Бехтерева Н.П. Мозг Человека. Сверхвозможности и запреты. Доклад на Всемирном Конгрессе «Итоги тысячелетия». С–Пб., 22.11.2000.
  5. Иванов Ю.Н. Ритмодинамика М., 1997.
  6. Маслова Н.В.  Ноосферное образование. М., 1999.
  7. Мур Э.Д.  Природа моральной философии. М., 1999.
  8. Прибрам К.  Языки мозга. М., 1975.
  9. Шелдрейк Р.  Новая наука о жизни М., 2005.
  10. Яницкий И.Н.  Живая земля М., 1998.

 Скачать

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

12.03.2019 г. Олимпиады по математике и окружающему миру

11.02.2019 г. Продление срока приема заявок на олимпиады

Уважаемые коллеги! В свя зи с карантинами в образовательных организациях по вашим просьбам мы продлили сроки приема заявок на олимпиаду ...

01.01.2019 г. Актуальность конкурсов в 2019 году

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! Наши конкурсы, НПК, фестивали проводятся круглогодично. Все конкурсы, указанные в графиках для детей ...

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх