Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Самсонова С.А. НООСФЕРНЫЕ СМЫСЛЫ И СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

i i i i i i i i i i i i i

НООСФЕРНЫЕ СМЫСЛЫ И СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

 Светлана Анатольевна Самсонова,

 к. психол. н., заместитель директора по научно-методической работе,

ГБОУ «Севастопольский политехнический лицей», г. Севастополь

     Глубинный смысл образования как бытийной системы состоит в воспитании целостной личности человека, устремлённого к вершинам познания, нравственности и здоровья. Как бы ни формулировала миссию каждая конкретная школа, всякий раз речь идёт о необходимости повышения уровня развития подрастающего поколения в физическом, психологическом, интеллектуальном, социально-нравственном планах. И каждая конкретная школа повышает этот уровень, только внимание всякий раз уходит в тот или иной аспект развития. Приоритеты воспитательной работы смещаются в гражданско-правовое или патриотическое, экологическое или эстетическое воспитание. Появляются школы здоровья,школы с углубленным изучением отдельных предметов, но, действительно, целостного, общекультурной развёрнутости в массовой школе мы не встречаем.

      В новейшей истории российского образования личностно-ориентированный вектор образовательной политики подвергается регулярной модернизации, трансформации, нормированию, последний вариант которого наблюдается в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Как нужно воспитывать молодёжь теперь? Где находятся рычаги позитивных воспитательных влияний? И, наконец, каковы критерии воспитательного результата? Эти вопросы всегда были и будут, пока развивается фундаментальная наука и обсуждается школьная практика. Для многих же учёных-педагогов и учителей-практиков ответ давно известен. Он кроется в мировоззрении «антропокосмизма» (В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный), который осуществляет не только и не столько гносеологическую, но «онтологическую включённость человека в космос» (Н.Г. Куликова) [6]. Философско-методологическая основа антропокосмического нравственно-духовного бытия в мире разрабатывалась в рамках терийкоэволюции природы и общества (Н.Н. Моисеев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.И. Данилов-Данильян);  духовного обновления человека (И.А. Ильин, А. Наэсс, Р.С. Карпинская); единства бытия природы и бытия человека в глобальном эволюционном, саморазвивающемся аспекте (А. Крушанов, И. Пригожин, С. Курдюмов, Г. Маленицкий, А. Болдачев и др.) и наиболее полный, системно-завершённый вид приобретает в концепциях генетического единства Мира и системономии человеческого развития (Б.А. Астафьев, Н.В. Маслова, И.Н. Шванёва,  Н.В. Антоненко, М.В. Ульянова, и др.).

      Что такое воспитание? «В ось питание». Эту трактовка уже давно всем известна. Задача воспитания как бытийной системы – активизировать ось сознания и самосознания силой мудрости, любви, творческим вдохновением. Соломон говорил: «Каковы мысли человека, таков и он сам». Марк Аврелийписал: «Жизнь человека представляет собой то, что сделали из неё его мысли». Безусловно, воспитание связано с культурой мышления. Воспитанный ребёнок становится именно таким, когда он программирует эту воспитанность, открытость миру, целеустремлённость в глубины познания и высоты творческих проектов в ежедневной практике. Во всех древних культурах и цивилизациях существовали системы обучения, называемые инициатическими, направленные на пробуждение скрытых возможностей человека. В гуманистической модели психического здоровья учёные писали о самоактуализации– стремлении человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В ноосферной  психологии личности устанавливается естественная природа полного потенциала человека (И.Н. Шванёва), которая обосновывается, исследуется и экспериментально доказывается на уровне психоморфных структур человека и химического состава тела человека.

     Система ноосферного воспитания, предложенная педагогическому сообществу российским учёным, доктором психологических наук Н.В. Масловой [4, 7], опирается на новейшие достижения современной науки в области генетики, педагогики, психологии, физики, которые в символической и метафорической форме наличествовали в древних философских учениях.

Ноосферное воспитание нацелено на управление процессом развития  культуры мышления на основе фундаментальных законов этого самого мышления, функционирования информации и «психической энергии» (З.Фрейд).

     Самой первой моделью ноосферной системы воспитания становится схема гармоничного развития личности, разработанная В. Вульфом, автором холодинамического подхода (см. Рис. 1). Каждый уровень личностной структуры (физический, творческий или личностный, межличностный, социальный, принципиальный, универсальный) детерминируется личными выборами человека в пользу развития, «подлинного существования» (А. Маслоу) либо стереотипного, подавленного социальными нормами и патологическими доминантами существования. Акад. Н.В. Масловадополняет эту схему седьмым уровнем высшего потенциала личности, под которым понимается интегрированная сумма всех потенциальных возможностей человека.

     Высший потенциал личности стал центральным элементом модели выпускника ноосферной школы, которая построена в системономическом ключе – с точки зрения систем Законов развития. Слово «Законы» в данном случае написано с большой буквы для различения с законами правовых структур и эмпирически открытых специальных законов науки. Речь идёт о выведенных дедуктивно из квантовых теорий Законах Природы, безусловный авторитет которой может быть таким образом подчёркнут.

     Итак, в ноосферной модели выпускника (авт. А.Г. Юраш) школы мы видим представленность всех уровней развития (см. Рис. 2), где физический уровень предполагает развитость компетенций психофизической саморегуляции, мотивации и активной практики развития ресурсов соматического здоровья;личностный уровень выходит на все этапы творческого процесса адекватность личностной самоидентификации относительно холистической картины мира и места в нём; межличностный уровень раскрывает полный потенциал гармонизации всей системы взаимоотношений выпускник; социальный уровень представлен индивидуально оптимальной сформированностью профессиональных предпочтений на основе грамотно выбранного профиля обучения в старших классах, активной жизненной позицией; принципиальный уровень предполагает развитостьноосферного мировоззрения выпускника на основе непротиворечивой современной научной картины мира; универсальный уровень регистрирует базовое доверие миру и ощущение единства с ним. Уровень высшего потенциала личности наглядно отражаетпринципиальную возможность достижения гармонии мысли, жизни и деятельности, утверждения нового качества человека [9].

          Важным средством ноосферноо воспитания становится система личностно значимых идеалов на каждом уровне развития ребёнка,  не обязательно культурных идеалов, внешне заданных или кем-то предложенных, а внутренних идеальных моделей – социокультурных и природных, найденных в процессе биоадекватной жизни в школе.

        Исходя из ноосферноймодели выпускника, наиболее ценными личностными результатамиосвоенного общего образования будут: преобладание духовных интересов над потребительскими, осознание себя как субъекта вселенской жизни, осознаниеответственности за свои мысли, чувства и поступки перед обществом и природой, осознание себя как человека – творца, способного мыслить и действовать нестереотипно, глубоко и созидательно.

          Рассмотрим «портрет выпускника» начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ФГОС с пояснением уровня развития личности, где физический обозначим Ф, личностный – Л, межличностный – М, социальный – С, принципиальный – П, универсальный –У и потенциальный – ВП) (см.Таб.1).

 Таблица 2. «Портрет выпускника» начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ФГОС с рефлексией уровней воспитания личности

«Портрет выпускника» начального общего образования

«Портрет выпускника» основного общего образования

«Портрет выпускника» среднего (полного) общего образования

- любящий свой народ, свой край и свою Родину; П

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества; С, М

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Л

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Л

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; П

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; М

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Ф

- любящий свой край и своё Отечество, П

- знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; П, С

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; П, У

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;Л,У

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; Л

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; П, С

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; М, С

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Л,С,У

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; П

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;П

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; Л

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира; Л

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно –исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; Л

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;П,У

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; М

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; Ф

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; П

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Л

             Соотнесем «портрет выпускника» начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ФГОС с ноосферной моделью выпускника и разместим формируемые качества в соответствующих сегментах, обозначая серым кружочком и условным обозначением уровня. При этом будем понимать, что количество кружочков в сегменте модели равно количеству позиций в официальном «портрете выпускника».

          У выпускников 4–х классов, таким образом, не выражена работа с мировоззренческими взглядами и смысложизненными вопросами, что допускает неуправляемый  воспитательной системой школы процесс спонтанного заполнения сегмента образцами культуры масс-медиа  («свято место пусто не бывает»). Мы осознаём, что именно начальная школа должна закладывать устойчиво позитивные мировоззренческие представления.

          «Портрет выпускника» основного общего образования в целом предполагает гармоничное формирование всех уровней личности.

          Однако «портрет выпускника» среднего (полного) образования недостаточно соответствует целостной природе личности. Обширно представлены творческий и принципиальный уровни личности, социальный и универсальный – не простроен, рассеяны в других сегментах.

       

Рисунок 3. «Портреты выпускниковначального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

по ФГОС с точки зрения гармоничности развития личности»

     Ноосферное воспитание, таким образом, становится системой большей смысловой информативности, чем ФГОС, включающей их портретные ориентиры в качестве подсистемы. Учитывая также универсальную инструментальность методов, мы в полной мере можем говорить о ноосферном воспитании в аспекте единства смыслов и средств духовно-нравственного развития молодёжи.

 

Литература:

  1. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. – М.: Экон.-Информ., 2007. – 220 с.
  2. Болотов Э.С., Л.С.Болотова  Образование человека ноосферной цивилизации как стратегия возрождения и развития россии/ Ноосферное образование – стратегический ресурс планеты// Сб. докладов XV и XVI Международных научно-практических конференций, М.-Алматы: Институт холодинамики, 2004. – С. 179-183.
  3. Вульф В. Холодинамика: Вся сила в действии. – М., 1995. – 190 с.
  4. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью. – М.: Институт холодинамики, 2011. – 132 с.
  5. Кузнецова А.Ф. Духовность сознания педагога в парадигме ноосферного образования/ Дис. докт. педагог. наук, М., 2008. – 64 с.
  6. Куликова Н.Г. Философия ноосферного образования. – Кемерово: Инт. – 2005. – 78 с.
  7. Маслова Н.В.  Периодическая система Всеобщих Законов Мира. – М.: Институт холодинамики, 2005. – 184 с.
  8. Самсонова С.А Психолого-педагогическая мотивация целостного мышления студента /Автореф. дис. канд. психол. наук, М.,2010. – 40 с.
  9. Юраш А.Г. Модель выпускника ноосферной школы /Дис. канд. психол. наук. – М., 2005.

 Скачать

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

12.03.2019 г. Олимпиады по математике и окружающему миру

11.02.2019 г. Продление срока приема заявок на олимпиады

Уважаемые коллеги! В свя зи с карантинами в образовательных организациях по вашим просьбам мы продлили сроки приема заявок на олимпиаду ...

01.01.2019 г. Актуальность конкурсов в 2019 году

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! Наши конкурсы, НПК, фестивали проводятся круглогодично. Все конкурсы, указанные в графиках для детей ...

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх