Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Медведева Т.А. К ВОПРОСУ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

i i i i i i i i i i i i i

К ВОПРОСУ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РУСЛЕ

НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Медведева Татьяна Александровна

учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арбатская средняя общеобразовательная школа»

Таштыпский район, Республика Хакасия

     XXI век – век  интеграции, системности, наукоёмкости. Вот и родилась в образовании новая научная  школа, задачей которой стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой», В.И.Вернадский в начале XX века назвал сферой разума (по греч. – ноосферой). Отсюда пошло название нового эволюционного этапа образования, названного ноосферным (Н.В. Маслова).

     Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, мир, человека. Открытые в ХХI веке системы законов мира, общества, познания, постижения, психики человека, а также законов образования впервые дают в руки педагогов «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе.

     Концепция ноосферного образования располагает полной системой идей и средств здорового развития, включая в себя традиционную, личностно-ориентированную, экологическую, валеологическую и любую другую стратегию школы в качестве частных компонентов (Н.Г. Куликова). Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет, и является новым эволюционным этапом развития традиционного образования, нацеленного на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.

     С одной стороныноосферное образование выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребёнка как пространство созидания. С другой стороны ноосферное образование нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание истинно здорового человека, отличительной чертой которого будет целостное ноосферное сознание, основанное на всеобщих законах мира, человеческого  общества и постижения.

     Таким образом, появляется новая цель социокультурного развития – формирование целостного мировоззрения и мироотношения, экологической культуры и ноосферного мышления.

     Для достижения этой новой цели предстоит выйти за пределы прежней традиционной образовательной модели, создав новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноосферноемышление, а также достроить естественнонаучное мировоззрение до целостного.

     Получается, что базой и одновременно платформой для развития идей В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу в педагогической науке и практике становится экологизация образования и формирование экологической культуры, способной к коррекции девиантного (по этому критерию) поведения и деятельности личности.

     В определённом смысле природосообразное воспитание, мышление и образование являются ключевым звеном ноосферного перехода к формированию экологичного мышления, определяемого согласованностью с естественными законами природы, не приводящего  к возмущению биосферы.

     Экологическое мышление, в свою очередь, означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции «я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «я – царь природы», покорения-преобразования природы, в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).

     Являясь ключевым звеном, система ноосферного образования поможет человечеству совершить ноосферный переход (см. схему 1):

Схема1. Ноосферный переход и его этапы (Н.В.Маслова)

     В МБОУ «Арбатская СОШ» в программе развития школы «Школа успеха» на период до 2016 год есть раздел «Экологическое оздоровление», в рамках которой учителя естественных наук и начальной школы ведут работу по развитию ноосферного мировоззрения педагогов, школьников, родителей, населения.

     Основными экологическими проблемами территории по-прежнему остаются загрязнения водных объектов (рек Абакан, Джебаш,  М-Арбатка, Б-Арбатка, Афуриха), деградация почвенных ресурсов, низкий уровень озеленения территорий, неудовлетворительное состояние объектов размещения отходов, потребительская позиция многих жителей села к природному богатству родного края. В связи с этим организуется взаимодействие педагогов школы с целью содействия образовательной политике в развитии экологической активности детей и подростков через экологически важную деятельность подрастающего поколения.

     Осуществляется внедрение социально-значимых эколого-образовательных проектов «Мой зелёный друг», «Мои комнатные растения», «Птицы нашего леса», «Зелёная аллея памяти», «Родничок». Учащиеся школы становятся непременными участниками Всероссийских экологических акций «Зелёная весна», «Чистая вода», «Рекам – чистые берега».

     В школе реализуются  программы внеурочной деятельности для начальных классов - «Мир  природы», «Мы  исследователи» – как условия развития личностных достижений учащихся в оказании помощи объектам природы. Для учащихся 5-го класса, перешедших в 2015-16 уч.г. на обучение по программам ФГОС, введены программы внеурочной деятельности «Природа нашей местности», дополнительного образования  «Экогорик», которые предусматривают реализацию экологообразовательных мероприятий по изучению состояния природных насаждений леса, родников, рек и других близлежащих экосистем.

     Особое значение приобретает практическое взаимодействие с природной средой, выработка готовности к определённому пониманию ноосферных ценностей природы и экологоориентированному поведению.

     Таким образом, главным критерием экологического образования в современном обществе становится не объём экологических знаний и умений личности, а, прежде всего, мера её приобщения к экологической и ноосферной культуре, т.е. экологическое мышление.

     Формирование субъекта ноосферы – это комплексная задача, включающая в себя формирование экологической культуры, экологического мировоззрения личности и ноосферизацию образования. Этот уникальный основополагающий комплекс ноосферного образования (Патент Российской Федерации) представляет собой глубоко и тщательно разработанную систему воспитания, образования и оздоровления учеников и учителей.

     Ноосферное образование, нацеленное на воспитание природосообразно мыслящего человека с экологическим мышлением, является необходимым и обязательным условием прогрессивного развития человеческой цивилизации.

Литература

  1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-duhovnost-soznaniya-pedagoga-v-paradigme-noosfernogo-obrazovaniya#ixzz3pTlEylJ7(дата обращения 23.10.2015).
  2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М. Айрис – пресс. 2009
  3. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью. М: Институт холододинамики, 2011 – 124 с.:ил.
  4. Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ. Методическое пособие./Е.А.Марковская, И.В.Муштавинская, И.Б.Мылова и др.; под науч. Ред. И.Б.мыловой.- СПб.: СПб АППО, 2010.-36с.
  5. Лысенко В.С. Ноосферная педагогика. Очерки телеологии и аксиологии ноосферногообразования.- М.: MAGERIK, 2012, Часть первая-190с.
  6. Пирожкова О.Б. Современный учитель и ноосферная парадигма образования  [Электронный ресурс] http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pedagogica/66734.doc.htm (дата обращения 23.10.2015).
  7. Сикорская Г.П. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в парадигме ноосферного образования. [Электронный ресурс] http://www.science-education.ru/9-108  (дата обращения 23.10.2015).
  8.  Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века.[Электронный ресурс] http://e-notabene.ru/pp/article_59.html  (дата обращения 23.10.2015).

 Скачать

05.09.2019 г. Стоимость оформления наградных документов

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! С 01 сентября 2019 года стоимость оформления дипломов конкурсных работ, сертификатов и свидетельств о печатных работах...

26.08.2019 г. Мы выходим из отпуска

Мы снова в строю! С нетерпением ждем ваши конкурсные работы и материалы для публикации! Просим вас письменно сообщить, кто не получил наградные ...

01.07.2019 г. Редакция в отпуске

Уважаемые коллеги! С 01.07.2019 г. по 25.08.2019 г. редакция СМИ уходит в отпуск. Все присланные вами материалы будут рассмотрены с 26.08.2019 г..

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх