Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Медведева Т.А. К ВОПРОСУ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

i i i i i i i i i i i i i

К ВОПРОСУ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РУСЛЕ

НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Медведева Татьяна Александровна

учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арбатская средняя общеобразовательная школа»

Таштыпский район, Республика Хакасия

     XXI век – век  интеграции, системности, наукоёмкости. Вот и родилась в образовании новая научная  школа, задачей которой стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой», В.И.Вернадский в начале XX века назвал сферой разума (по греч. – ноосферой). Отсюда пошло название нового эволюционного этапа образования, названного ноосферным (Н.В. Маслова).

     Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, мир, человека. Открытые в ХХI веке системы законов мира, общества, познания, постижения, психики человека, а также законов образования впервые дают в руки педагогов «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе.

     Концепция ноосферного образования располагает полной системой идей и средств здорового развития, включая в себя традиционную, личностно-ориентированную, экологическую, валеологическую и любую другую стратегию школы в качестве частных компонентов (Н.Г. Куликова). Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет, и является новым эволюционным этапом развития традиционного образования, нацеленного на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.

     С одной стороныноосферное образование выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребёнка как пространство созидания. С другой стороны ноосферное образование нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание истинно здорового человека, отличительной чертой которого будет целостное ноосферное сознание, основанное на всеобщих законах мира, человеческого  общества и постижения.

     Таким образом, появляется новая цель социокультурного развития – формирование целостного мировоззрения и мироотношения, экологической культуры и ноосферного мышления.

     Для достижения этой новой цели предстоит выйти за пределы прежней традиционной образовательной модели, создав новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноосферноемышление, а также достроить естественнонаучное мировоззрение до целостного.

     Получается, что базой и одновременно платформой для развития идей В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу в педагогической науке и практике становится экологизация образования и формирование экологической культуры, способной к коррекции девиантного (по этому критерию) поведения и деятельности личности.

     В определённом смысле природосообразное воспитание, мышление и образование являются ключевым звеном ноосферного перехода к формированию экологичного мышления, определяемого согласованностью с естественными законами природы, не приводящего  к возмущению биосферы.

     Экологическое мышление, в свою очередь, означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции «я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «я – царь природы», покорения-преобразования природы, в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).

     Являясь ключевым звеном, система ноосферного образования поможет человечеству совершить ноосферный переход (см. схему 1):