Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Медведева Т.А. К ВОПРОСУ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

i i i i i i i i i i i i i

К ВОПРОСУ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РУСЛЕ

НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Медведева Татьяна Александровна

учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арбатская средняя общеобразовательная школа»

Таштыпский район, Республика Хакасия

     XXI век – век  интеграции, системности, наукоёмкости. Вот и родилась в образовании новая научная  школа, задачей которой стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой», В.И.Вернадский в начале XX века назвал сферой разума (по греч. – ноосферой). Отсюда пошло название нового эволюционного этапа образования, названного ноосферным (Н.В. Маслова).

     Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, мир, человека. Открытые в ХХI веке системы законов мира, общества, познания, постижения, психики человека, а также законов образования впервые дают в руки педагогов «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе.

     Концепция ноосферного образования располагает полной системой идей и средств здорового развития, включая в себя традиционную, личностно-ориентированную, экологическую, валеологическую и любую другую стратегию школы в качестве частных компонентов (Н.Г. Куликова). Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет, и является новым эволюционным этапом развития традиционного образования, нацеленного на воспитание гармоничной личности и общества с устойчивым развитием.

     С одной стороныноосферное образование выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребёнка как пространство созидания. С другой стороны ноосферное образование нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание истинно здорового человека, отличительной чертой которого будет целостное ноосферное сознание, основанное на всеобщих законах мира, человеческого  общества и постижения.

     Таким образом, появляется новая цель социокультурного развития – формирование целостного мировоззрения и мироотношения, экологической культуры и ноосферного мышления.

     Для достижения этой новой цели предстоит выйти за пределы прежней традиционной образовательной модели, создав новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноосферноемышление, а также достроить естественнонаучное мировоззрение до целостного.

     Получается, что базой и одновременно платформой для развития идей В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу в педагогической науке и практике становится экологизация образования и формирование экологической культуры, способной к коррекции девиантного (по этому критерию) поведения и деятельности личности.

     В определённом смысле природосообразное воспитание, мышление и образование являются ключевым звеном ноосферного перехода к формированию экологичного мышления, определяемого согласованностью с естественными законами природы, не приводящего  к возмущению биосферы.

     Экологическое мышление, в свою очередь, означает сознательный выбор человека в пользу экожизни, позиции «я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «я – царь природы», покорения-преобразования природы, в конечном счёте, позиции потребительского и хищнического отношения к природе).

     Являясь ключевым звеном, система ноосферного образования поможет человечеству совершить ноосферный переход (см. схему 1):

Схема1. Ноосферный переход и его этапы (Н.В.Маслова)

     В МБОУ «Арбатская СОШ» в программе развития школы «Школа успеха» на период до 2016 год есть раздел «Экологическое оздоровление», в рамках которой учителя естественных наук и начальной школы ведут работу по развитию ноосферного мировоззрения педагогов, школьников, родителей, населения.

     Основными экологическими проблемами территории по-прежнему остаются загрязнения водных объектов (рек Абакан, Джебаш,  М-Арбатка, Б-Арбатка, Афуриха), деградация почвенных ресурсов, низкий уровень озеленения территорий, неудовлетворительное состояние объектов размещения отходов, потребительская позиция многих жителей села к природному богатству родного края. В связи с этим организуется взаимодействие педагогов школы с целью содействия образовательной политике в развитии экологической активности детей и подростков через экологически важную деятельность подрастающего поколения.

     Осуществляется внедрение социально-значимых эколого-образовательных проектов «Мой зелёный друг», «Мои комнатные растения», «Птицы нашего леса», «Зелёная аллея памяти», «Родничок». Учащиеся школы становятся непременными участниками Всероссийских экологических акций «Зелёная весна», «Чистая вода», «Рекам – чистые берега».

     В школе реализуются  программы внеурочной деятельности для начальных классов - «Мир  природы», «Мы  исследователи» – как условия развития личностных достижений учащихся в оказании помощи объектам природы. Для учащихся 5-го класса, перешедших в 2015-16 уч.г. на обучение по программам ФГОС, введены программы внеурочной деятельности «Природа нашей местности», дополнительного образования  «Экогорик», которые предусматривают реализацию экологообразовательных мероприятий по изучению состояния природных насаждений леса, родников, рек и других близлежащих экосистем.

     Особое значение приобретает практическое взаимодействие с природной средой, выработка готовности к определённому пониманию ноосферных ценностей природы и экологоориентированному поведению.

     Таким образом, главным критерием экологического образования в современном обществе становится не объём экологических знаний и умений личности, а, прежде всего, мера её приобщения к экологической и ноосферной культуре, т.е. экологическое мышление.

     Формирование субъекта ноосферы – это комплексная задача, включающая в себя формирование экологической культуры, экологического мировоззрения личности и ноосферизацию образования. Этот уникальный основополагающий комплекс ноосферного образования (Патент Российской Федерации) представляет собой глубоко и тщательно разработанную систему воспитания, образования и оздоровления учеников и учителей.

     Ноосферное образование, нацеленное на воспитание природосообразно мыслящего человека с экологическим мышлением, является необходимым и обязательным условием прогрессивного развития человеческой цивилизации.

Литература

  1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-duhovnost-soznaniya-pedagoga-v-paradigme-noosfernogo-obrazovaniya#ixzz3pTlEylJ7(дата обращения 23.10.2015).
  2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М. Айрис – пресс. 2009
  3. Гончаренко М.С., Маслова Н.В., Куликова Н.Г. Ноосферное образование – ключ к здоровью. М: Институт холододинамики, 2011 – 124 с.:ил.
  4. Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ. Методическое пособие./Е.А.Марковская, И.В.Муштавинская, И.Б.Мылова и др.; под науч. Ред. И.Б.мыловой.- СПб.: СПб АППО, 2010.-36с.
  5. Лысенко В.С. Ноосферная педагогика. Очерки телеологии и аксиологии ноосферногообразования.- М.: MAGERIK, 2012, Часть первая-190с.
  6. Пирожкова О.Б. Современный учитель и ноосферная парадигма образования  [Электронный ресурс] http://www.rusnauka.com/16_ADEN_2010/Pedagogica/66734.doc.htm (дата обращения 23.10.2015).
  7. Сикорская Г.П. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в парадигме ноосферного образования. [Электронный ресурс] http://www.science-education.ru/9-108  (дата обращения 23.10.2015).
  8.  Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века.[Электронный ресурс] http://e-notabene.ru/pp/article_59.html  (дата обращения 23.10.2015).

 Скачать

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

12.03.2019 г. Олимпиады по математике и окружающему миру

11.02.2019 г. Продление срока приема заявок на олимпиады

Уважаемые коллеги! В свя зи с карантинами в образовательных организациях по вашим просьбам мы продлили сроки приема заявок на олимпиаду ...

01.01.2019 г. Актуальность конкурсов в 2019 году

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! Наши конкурсы, НПК, фестивали проводятся круглогодично. Все конкурсы, указанные в графиках для детей ...

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх