Заказать звонок
X

Заказать звонок

Введите ваше ФИО:
Введите контактный номер телефона:
 
 

Бернер Марина Михайловна. Методическая разработка сценарий "Театральная гостиная. Сказы Бажова"

i i i i i i i i i i i i i

Всероссийсуий конкурс "Малахитовая шкатулка"  

Бернер Марина Михайловна,воспитатель МБДОУ Детский сад "Малыш", г.Асбест, Свердловской области.
Методическая разработка сценарий "Театральнаягостиная. Сказы Бажова"    
СКАЧАТЬ

Сценарий развлечения в детском саду

 

Бернер Марина Михайловна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа

 

Тема: Театральная гостиная «Сказы Бажова»

Участники: дети 5-6 лет и их родители

Цель: Приобщение к литературному наследию Урала через сказы П.П.Бажова.

Задачи:

- побуждать детей и их родителей  к совместным театрализованным играм, вызвать положительный эмоциональный настрой;

- учить детей интонационно и выразительно передавать характер героя сказа, его эмоциональное состояние;

- побуждать участников театральной встречи к импровизации посредством театрализованной игры;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Формировать навыки бесконфликтного общения.

 

 

Воспитатель: Уважаемые родители, ребята! Я очень рада видеть вас в нашей театральной гостиной!Добрый вечер (Воспитатель «кладёт добрый вечер» в ладошку ребёнку, стоящему рядом, а он передаёт дальше по кругу)

А теперь давайте «выпустим Добрый вечер» в зал!

Все дети и родители(раскрывая ладошки): Добрый вечер!

Воспитатель: Вот теперь у нас получится всё, что мы задумали.

Все люди любят сказки,

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

И если любишь сказки, они тебе расскажут

О том, что может, было, а может быть и нет.

Скажите, ребята,как по-вашему, интересней жить со сказками или без них? (со сказками)

Но как же сделать, чтобы сказки были с нами рядом, дружили с нами, впускали нас к себе? (их нужно прочитать)

Скажите, ребята сказка и сказ чем-нибудь похожи? (в повествовании, как  в сказках, так и сказах присутствует волшебство и таинственность)

А чем же они отличаются друг от друга? (герои сказа – люди обыкновенные, в основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно, рассказчик либо участник, либо свидетель тех событий)

Жил когда- то добрый волшебник, его называли сказочником, но писал он не сказки. А сказы. У него была большая белая борода и необыкновенно добрые, внимательные и живые глаза. Он много путешествовал  по Уралу, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. И когда он ходил по городу, его все узнавали. А вы узнали, о ком идёт речь?(о Павле Петровиче Бажове)

Стихотворение Елена Хоринская «Домик писателя»(читают дети)

Недалёко от Исети —

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник —

Мудрый сказочник седой…

След Копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи.

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Стал бажовский старый дом.

Воспитатель: Главная хранительница всех земных богатств Урала - Медной горы Хозяйка подарила нам малахитовую шкатулку. Я думаю, что она нам поможет, если мы её откроем. А открыть её не просто: надо назвать сказы Бажова. (Дети называют сказы)

Сказы названы, а шкатулка не открывается. Родители, помогите, пожалуйста, детям. Я вам раздам слова, из которых нужно составить название сказа Бажова («Таюткино зеркальце», «Хрупкая веточка», «Кошачьи ушки», «Ермаковы лебеди», «Змеиный след»)

Шкатулка открылась. Значит мы на правильном пути. Значит, сказы оживают тогда, когда их читают, когда их знают не только по мультфильмам. Посмотрим, что же приготовила нам малахитовая шкатулка.

Дети по очереди достают из шкатулки атрибут и загадывают свою загадку.

  1. Я - Золотой Волос из сказа «Золотой волос».

Ответьте мне на вопрос: «Кто был моим отцом?» (Великий Полоз)

  1. Я –Илья из сказа «Синюшкин колодец»

Скажите, кто мне подарил эти пёрышки? (бабка Лукерья)

  1. Я – Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка»

Вот моя загадка. Что подарила мне женщина странница, которая остановилась в нашем доме?(пуговку)

  1. Я – Медной горы Хозяйка.

Ответьте мне, как меня называли в народе?(Малахитница)

А кого называют моим войском? (ящерок)

  1. Я – Муренка из сказа «Серебряное копытце»

Вот моя загадка. Какую песенку я умела петь? (Правильно говоришь, правильно)

  1. Я – ЛанкоПужанко из сказа «Голубая змейка».  А это золотая плиточка, которую подарила Голубая змейка.

Скажите, как звали моего друга?(Лейко Шапочка)

  1. Я – Огневушка-Поскакушка из сказа «Огневушка-Поскакушка.

Отгадайте, что находили старатели на том месте, где я плясала? (золото)

Герои из сказов Павла Петровича Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже сейчас поиграем в одну игру, которая называется «Гори, гори ясно» (игра под музыку).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Глянь на небо, птички летят,

Колокольчики звенят (дети стоят в кругу, водящий с платочком ходит внутри круга, на последние слова протягивает платочек между двумя детьми)

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь (дети бегут по кругу в разные стороны.Кто первым займёт  пустое место, тот и становится водящим.)

 

Воспитатель: А без костюма можно, дети

                        Превратиться, скажем в ветер,

                        Или в дождик, иль в грозу,

                        Или в бабочку, в осу? (Да)

Минутка актёрского мастерства (дети и родители с помощью мимики и пантомимики изображают каждую строку текста)

- Только в лес мы пришли, появились комары.

- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

  Тихо птенчика берём и назад в гнездо несём.

- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

  Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.

  Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

- Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

  И руками сделав взмах, по полену сильно – бах!

- На болоте две подружки, две зелёные лягушки

  Рано утром умывались, полотенцем растирались,

  Лапками шлепали, лапками хлопали.

  Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось.

Звучит музыка «Медной горы Хозяйка»

Ребята, эта музыка приглашает нас в сказку. А артистами сегодня будете вы и ваши родители.

Ожившие сказы (отрывки).Исполняют семьи детей

  1. Голубая змейка  (приложение 1)
  2. Горный мастер  (приложение 2)
  3. Серебряное копытце (приложение 3)

Пришло время отдохнуть.

Игра «Плетень» (играют дети вместе с родителями)

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идёт навстречу противоположной шеренге и кланяется.После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом весёлой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.Как только музыказакончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

Воспитатель: Продолжаем нашу встречу с героями сказов Бажова.

4.Синюшкин колодец  (приложение 4)

5. Малахитовая шкатулка (приложение 5)

По окончании драматизаций воспитатель хвалит всех за исполнительские умения словами:

Вы артистами сегодня побывали

Сказы разные вы нам показали

Все старались, были молодцы,

Похлопаем друг другу от души.

А на память о нашей встрече я хочу вам подарить камешки из малахитовой шкатулки.

Приложение 1

«Голубая змейка»

Действующие лица:

1-й мальчик

2-ой мальчик

Голубая змейка

Звучит музыка (Композиция «Русские гусли»)

На сцене на полянке сидят два мальчика с корзинами, смотрят вперёд.  Навстречу им идёт девица в синем платье с жёлтой лентой. Лентой  рисует круги на полу.

1-й мальчик:  Смотри, какая девица к нам идёт!

2-ой мальчик:  Ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся.

1-й мальчик:  Так ведь это Голубая змейка!

2-ой мальчик:  Отвернёмся. Не будем смотреть! А то опять до драки доведёт.

Поворачиваются спинами к Голубой змейке и  зажмуривают глаза. Открывают глаза, а она перед ними стоит и улыбается. Вокруг мальчиков лежит жёлтая ленточка. Они пытаются уйти, а из круга выйти не могут.

Змейка: Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.

Мальчики вместе: Тётенька, мы тебя не звали.

Змейка: А  я сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.

1-й мальчик: Отпусти, тётенька, мы больше не будем. И без того два раза подралисьиз-за тебя!

Змейка:  Не  всякая, драка человеку в покор, за иную и наградить можно.  Вы  по-хорошему  дрались.  Не  из-за  корысти  либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от чёрной беды вас отгородила. Хочу ещё испытать.

Достаёт плитку и разламывает на две части. Отдаёт мальчикам.

Змейка:  Коли  который  хорошее  другому  задумает,  у  того плиточка золотой станет, коли - пустяк, выйдет бросовый камешок.

Мальчики расходятся в разные стороны и говорят в зал

1-й мальчик: Хоть  бы  поскорее  прозвище  Голубкова  невеста забылось и вышла быМарьюшка замуж!

2-й мальчик:  Пусть Марьюшка простит нас и замуж поскорее выйдет!

Поворачивают плитки, а они золотые стали

Змейка: Хорошо  подумали.  Вот вам за это награда, плиточки золотые.

 

Приложение 2

«Малахитовая шкатулка»

Действующие лица:

Танюшка

Женщина-странница

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка – шкатулка малахитовая. Вот где каменья. Век бы на них глядела.

Женщина: Мне покажешь, доченька?

Танюшка: Покажу (зовёт женщину, достаёт шкатулку, показывает  украшения)

Женщина: Надень-ко на себя – виднее будет.(Танюшка  примеряет украшения)

Женщина: Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо (поправляет украшения)

Женщина: Встань-ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. В зеркало смотри, примечай, что будет,а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

(Женщина исчезла, а на полу пуговка осталась)

Женщина (из-за занавеса): Погляди на эту пуговку, дочка. Как только трудный случай подойдёт или узор не пойдёт, тут то тебе ответ и будет.

 
 

Приложение 3

«Серебряное копытце»

Действующие лица:

Кокованя

Дарёнка

Кокованя: (обращается к сиротке).

Ну как, Дарёнка, пойдешь ко мне жить?

Дарёнка: Ты деда как узнал, что меня Дарёнкой зовут?

Кокованя: Да так, не думал, не гадал, нечаянно попал.

Дарёнка: А ты хоть кто?

Кокованя: Я – вроде охотник. Летом золото добываю, зимой за козлом  бегаю, да всё увидеть не могу.

Дарёнка: Застрелишь?

Кокованя: Нет! Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет.

Дарёнка: А тебе на что это?

Кокованя: А вот пойдёшь ко мне жить, так всё и расскажу.

Дарёнка: Пойду, только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми. Гляди, какая хорошая…

Кокованя: Про это что и говорить!

Ведущий: Так и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый. Она махонькая, носишко пуговкой. Так и стали жить вместе: дед Кокованя, Дарёнка, да кошка Мурёнка. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка по дому работала, кошка Мурёнка на охоту ходила, мышей ловила. В свободную минутку Дарёнка играла со своей куклой

Дарёнка: Глазки, глазки – носик,

Щёчки, щёчки – ротик,

Ушки, ушки – лобик.

Ручки – животик,

Ножки, ножки – голова. Эта куколка моя.

Ведущий: А вечером соберутся, Кокованя сказки рассказывает, Мурёнка мурлычет, Дарёнка напоминает …

Дарёнка: Деда, про козла-то скажи, какой он?

Кокованя: Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытом – там и появится дорогой камень, а где ножкой бьёт – там груда дорогих камней.

Дарёнка: Деда, а он большой?

Кокованя: Не выше стола.

Дарёнка: Деда, а рожки у него есть?

Кокованя: Рожки-то у него отменные. У простых козлов по два, а у этого по пять веточек…

Дарёнка: Деда, а кого он ест?

Кокованя: Да никого не ест, листом да травой питается. Ну, сено зимой подъедает.

Дарёнка: А шерстка, у него какая?

Кокованя: Летом буренькая – как у Мурёнки, а зимой – серая.

Дарёнка: Деда, серебряное копытце в той стороне, где ты охотишься, пасётся?

Кокованя: Кто его знает, может и  там.

Дарёнка: Возьми меня Деда с собой! Я в балагане сидеть буду. Может Серебряное копытце, подойдет, я и погляжу.

Кокованя: Что ты, что ты! Где это видано, чтобы маленькая девочка по лесу ходила, на лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Как я с тобой буду? Замёрзнешь ещё.

Дарёнка: Возьми деда, на лыжах-то я маленько умею.

Кокованя: Ладно, возьму, только чур не реветь и домой не проситься.

 

Приложение 4

«Синюшкин колодец»

Действующие лица:

Синюшка

Илья

1 девица

2 девица

Старушонка(ласково):  Милости просим, гостенёк дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери, сколько унесёшь(указывает на колодец, подходит, открывает его)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель уйдёт.

Илья:  Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Старушонка:Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! (лукаво): Ну, будь по-твоему!

(выходит девица-красавица, с поклоном подаёт золотой поднос с богатством)

1 девица: Прими-ко, молодец!

Илья: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Старушонка: Ну, будь по-твоему!  Другой подарок дам.

1 девица уходит, появляется 2 девица.(С поклоном подаёт серебряный поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

Илья: — Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаёшь.

2 девица:уходит

Старушонка(задорно смеётся): Ладно, будь по-твоему! Потомчурне жалеть. Ну, жди(уходит)

(Илья стоит один, слышен шорох, появляется Девчонка в синем платье и платочке,  подаёт Илье решето с ягодами, сверху три пёрышка – белое, чёрное, рыжее, перевязанные синей ниточкой).

Прими-ко, мил друг, Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

Илья:(принимает решето)

Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать величать?

Девчонка(усмехнулась и говорит):

- Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает. Так-то милый друг, Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая.  К здешним богатствам навеки приставлена.

Илья:  Пёрышки-то у тебя откуда?

Девчонка: Да вот, Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то пёрышки выплыли. Простой, видно, ты души парень. Ну, нагляделся? Хватит, поди, а то как бы во сне не привиделась(кладёт на решето слитки золота и уходит)

Илья: Да ведь это самородки да дорогие каменья! С таким-то богатством сразу от барина откуплюсь, на волю пойду, дом себе хороший справлю и лошадь заведу.

 

Приложение 5

«Горный мастер»

Действующие лица:

Медной горы Хозяйка

Катенька
Данила

Появляется Катенька, ходит из стороны в сторону, ищет Данилу в лесу, кричит

Катенька: Данило!! Где ты? Отзовись!

                   Данило! Отзовись!

Появляется Хозяйка Медной горы

Хозяйка: Ты зачем в мой лес забралась? (Строго) Чего тебе? Камень что ли хороший ищешь? Любой бери, да уходи поскорее.

Катенька: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку! Где он у тебя запрятан? Какое твоё право чужих женихов сманивать?

Хозяйка:(надменно) Ещё что скажешь?

Катенька: А то и скажу – подавай Данилу! У тебя он…

Хозяйка(смеётся): Ты, девка, знаешь ли, с кем говоришь?

Катенька: Не слепая вижу. Только не боюсь тебя, нисколечко не боюсь!       Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется.

Хозяйка: Ну, ищи, если найдёшь, Данила будет твой!

Катенька (ищет Данила): Данилушка, родимый мой, покажись мне!

(сцена освещается светом.Появляется Данило, бежит навстречу Кате)

Катя: Данилушко!                        

Хозяйка(властно): Подожди!

(Катя и Данило останавливаются, не добежав друг до друга)

Хозяйка: А ну, Данила-мастер, выбирай. С невестой пойдёшь – все моё забудешь. Здесь останешься – Катеньку и людей забыть придётся.

Данила:Не могу людей забыть, я  Катеньку свою каждую минуту помню.
Хозяйка(улыбаясь): Твоя взяла, Катерина. Бери своего мастера. А за смелость твою и любовь есть у меня для тебя подарок (показывает малахитовую шкатулку)

Пусть у Данилы всё моё в памяти останется (показывает на окружающую обстановку)

Ты, Данила, про гору мою людям не сказывай. И ты, Катерина, думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришёл. Теперь ступайте в ту сторону (указывает)

Катенька: Прости, Хозяюшка, если что.          

Данила: Прощай! (кланяются в ноги и, взявшись за руки уходят)

 Список использованной литературы, интернет ресурсов.

1. Бажов П.П. « Сказы».- Издательство АСТ 2014.

2.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».- Москва «Школьная пресса», 2004.

3.http://vokrugknig.blogspot.com/2019/01/blog-post_30.html

 

05.09.2019 г. Стоимость оформления наградных документов

Уважаемые корреспонденты и конкурсанты! С 01 сентября 2019 года стоимость оформления дипломов конкурсных работ, сертификатов и свидетельств о печатных работах...

26.08.2019 г. Мы выходим из отпуска

Мы снова в строю! С нетерпением ждем ваши конкурсные работы и материалы для публикации! Просим вас письменно сообщить, кто не получил наградные ...

01.07.2019 г. Редакция в отпуске

Уважаемые коллеги! С 01.07.2019 г. по 25.08.2019 г. редакция СМИ уходит в отпуск. Все присланные вами материалы будут рассмотрены с 26.08.2019 г..

08.05.2019 г. О продлении сроков конкурсов

Уважаемые конкурсанты и их руководители! Сроки конкурсов "Малахитовая шкатулка" и "Они сражались за Родину" продлены по вашим просьбам до ...

08.04.2019 г. Об итогах конкурсов

Подписка

Подпишись на новости

Нажимая кнопку "Отправить" Вы подтверждаете, что предоставляете свое согласие на обработку Ваших персональных данных.

Наверх